Цветовая лексика в творчестве С. Есенина
Страница 3
Информация о литературе » Цветовая лексика в творчестве С. Есенина

Церквами у прясел

Рыжие стога.

Заунылым карком

В тишину болот

Чёрная глухарка

К всенощной зовет.

Роща синим мраком

Кроет голытьбу…

Помолюсь украдкой

За твою судьбу.

Так после первых двух светлых строф, попадает в ( 3-ю и четвёртую ) тёмноту весенней ночи, где пугает птица.

В Есенинской цветовой азбуки много земляных, натуральных, естественных красок. Даже оторвавшись от предмета, цветовой образ не утратил предметности: волосы не просто желтые, а светлые, румянец не розовый, а именно ягодного оттенка, седина в бороде отца “ яблочного ” цвета.

Читая есенинские строки невольно возникает параллель с живописным творчеством К. Петрова-Водкина. Художник вёл борьбу за новое “ цветоощущение ”, за возвращение к ясности, к классическому трёхцветному “ красный – синий - жёлтый ”. К цвету он подходил как мастер – философ. Есенин облодал глазом, очень тонко воспринимающим “ цветовые характеристики природы ”. В его стихах нет однообразия. Как только пейзаж становится черес чур однообразным, зелёным, Есенин вводит лирический ладшафт алый, красный цвет. Наряжает свою “ деву Русь ” в алые одежды, не забывает бросить ей на плечи “ зелёную шаль ”:

“ Не твоя ли шаль с каймою зеленеет на ветру ” – деталь, прекрасно дополняющаяя “ ал наряд ”. Основной тон поэмы “ Пугачёв ” – медно-грязно-желтый:

“ Луна, как желтый медведь ”

“ Желтые кошки казацких голов ”

“ Зари желтый горб ”

“ красношерстная верблюдица ”.

В подобный фон вводит водно-голубой в др. стихотворении:

“ О Азия, Азия! Голубая страна,

Обсыпанная солью, пеком и извёсткой. ”

Есенин обращает внимание на голубой цвет, так же , как и приода нашла единственно возможный дополнительный цвет к грубо-рыжим среднеазиатским пескам. У Есенина враждённая точность художественого зрения. Как и Петров-Водкин использует классическое трёхцветие:

“ Под красным вязом крыльцо и двор. ”

“ Луна под крышей как злат бугор. ”

“ На синих окнах накапал лик. ”

Но может создавть один цвет из множества оттенков:

Желтый: рыжие щенята

Ржаной закут

Золотящиеся рогожи

Золотые глаза,

“ Песнь о собаке ”

Утром в ржаном закуте

Где златятся рагожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

Красный: “ багряные кусты ”

“ розовый закат ”

“ алый как ягод ”

Стремясь получить нужный оттенок не пренебрегает даже“ краской тараканьей ”.

В поэзии Есенина много образов-символов. Например: лебеди – сивол красоты. Есть символическое значение и у световых эпитетов, так, например:

“ Красный конь ” – символ революции

“ розовый конь ” – образ молодости

“ чёрный конь ” – предвестник смерти.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Словом, дело было не только в яркоцветности как таковой. Большой художник, Есенин оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощю слов, соответствующим краскам, он сумел передать точайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения дыши. Его цветовая гамма способствовала передаче различных настроений, романтической одухотворённостьи, придала свежесть образам. Там, где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тени незахватывают внезапно воображение, где на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски. Синее, голубое, алое, зелёное, рыжее и золотое бризжет и переливается в есенинских стихах.

По мысли Потебни, любовь к чистым и ярким краскам – свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, поэт Сергей Есенин углубил цветовосприятие точайшими впечатлениями от реального мира.

Страницы: 1 2 3 


Предвестники эпохи романтизма
В первых десятилетиях XIX в. в эпоху романтизма спиритуализм усилил свои позиции. Всем известны "пророчества" баронессы Крюднер и ее влияние на русского императора Александра I. У предромантиков был еще один пункт, на котором они все сошлись во взглядах и интересах, - это увлечение готикой (средневековьем). Средневековье было ...

Шекспир (Shakespeare) Уильям
ШЕКСПИР (Shakespeare) Уильям (1564-1616), английский драматург, поэт; был актером королевской труппы. Поэмы «Венера и Адонис» (1593) — на мифологический сюжет, «Лукреция» (1594) — из римской истории. «Шекспировский канон» (бесспорно принадлежащие ему пьесы) включает 37 драм. Ранние пьесы проникнуты жизнеутверждающим началом: комедии «Ук ...

В.И. Комаровский
Образ Комаровского восходит к первой любви Зинаиды Пастернак. Вторая жена Бориса Леонидовича, в воспоминаниях о муже, сама его описала: «Комаровский же - моя первая любовь. Боря очень зло описал Комаровского, Н. Милитинский был значительно выше и благороднее, не обладая такими животными качествами. Я не раз говорила боре об этом. Но он ...