Время, предшествовавшее написанию «Божественной комедии»
Страница 4
Информация о литературе » Синтез античной и христианской традиции в творчестве Данте Алигьери » Время, предшествовавшее написанию «Божественной комедии»

27 января 1302 года Данте Алигьери (как одной из наиболее заметных фигур лагеря «белых» гвельфов) были предъявлены обвинения во взяточничестве, утайке общественных сумм, подкупе, подстрекательстве против Папы Римского и Карла Валуа. По приговору суда он был обязан выплатить в течение трех дней пять тысяч лир и изгнан из Флоренции на два года. Данте не стал искушать судьбу и бежал из родного города. В связи с этим 10 марта его приговор был дополнен: в случае поимки флорентийскими властями его ожидало сожжение живьем на костре.

Так, потеряв Флоренцию, искать

Ты будешь сам убежища другого.

Тебя уже давно хотят изгнать:

Твоя судьба зависима от слова

Того, кто обитает ныне там,

Где власть продать Христа всегда готовы

Поэт обладал гордым и неуживчивым характером; умение приспосабливать свою позицию к быстро меняющей конъюнктуре и господствующим мнениям ему было чуждо – он отличался твердыми убеждениями. Видя, что его взгляды не находят понимания ни у гвельфов, ни у гибеллинов, Данте замкнулся в себе и, как он сам гордо провозгласил, стал «сам себе партией».

О жалкое дворянство! Если ты

Людей чванливой делаешь толпою

Здесь, на Земле, в юдоли суеты,

Где всякий занят мелочной борьбою,

Жизнь заполняется скукой и тщетой, -

То мне давно не по пути с тобою.

Это произошло, вероятно, в 1303 году, когда поэт отправился в Верону, ко двору «великого ломбардца» Бартоломео делла Скала.

Данте много путешествует, ищет политических союзников и – не менее активно – свое место в литературе и философии. В этот период он начинает работать над трактатами «Пир» и «О народном красноречии». Трактаты впервые пишутся на языке пополанов – крестьян. Любовь, гармония и забота о необразованных соотечественниках – мотивы, совершенно несвойственные средневековому ученому, для которого латынь была языком римской культуры и, значит, культурой вообще, а узость круга читателей обеспечивала защиту от профанов. Однако Данте считал, что народная речь – единственная живая, общая и первичная. Вторичная речь (сиречь латынь), при всей ее утонченности и возвышенности, не обладает способностью к развитию и не может в полной мере осуществить свое назначение, т.е. быть единящей людей силой.

После того как «белые» гвельфы окончательно утратили надежду на возвращение во Флоренцию с высоко поднятой головой, шанс одержать победу над «черными» пришел с совершенно неожиданной стороны. На престол Священной Римской империи взошел Генрих VII, граф Люксембургский. В ноябре 1308 года он был избран германским королем и проявил решимость возвратить императорской власти силы и величие, утраченные ею после падения династии Штауфенов, - объявил своей первоочередной целью достижение благоденствия Италии, примирения враждующих между собой партий и восстановление в стране всеобщего блага. Данте увидел в деятельности императора залог грядущего освобождения Италии и осуществления его собственного идеала – создания всемирной монархии с императором во главе светской власти и с Папой – во главе духовной.

Окрыленный надеждами Данте поспешил примкнуть к новоиспеченному мессии. Однако миротворческие порывы Генриха вызвали энтузиазм далеко не у всех. Центром сопротивления начинаниям императора стал родной город Данте – Флоренция. Чувство долга заставило Данте-философа стремиться к участию в политических делах, давать советы Генриху VII, ввязываться в дипломатию. Видимо Данте льстило оказаться в роли, сходной с деятельностью Вергилия при дворе императора Октавиана Августа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Масленица
10. О, мы Масленицу встречали, Встречали, люли, встречали, Мы сыр с масельцем починали, Починали, люли, починали. Мы блинками гору устилали, Устилали, люли, устилали, Сверху масельцем поливали. Поливали, душа, поливали. Как от сыра гора крута, А от масла гора ясна, Гора ясна, люли, гора ясна. А на горушке снеги сыплют, Снег ...

Работа над анализом эпизода художественного произведения на уроках литературы в старших классах
Учителем русского языка и литературы в Садовской средней школе я работаю 25 лет. Хорошо знаю, как трудно научить выпускника написать творческую работу (сочинение). Иногда процесс бывает мучительным и долгим, но в итоге не всегда достигаешь результата: произведения русской литературы так и остаются для учащихся «неразгаданной тайной», не ...

Теория литературы. Композиция. Архитектоника, сюжет и фабула. Композиция как организация развертывания сюжета
Любое литературное творение - это художественное целое. Таким целым может быть не только одно произведение (стихотворение, рассказ, роман…), но и литературный цикл, то есть группа поэтических или прозаических произведений, объединенных общим героем, общими идеями, проблемами и т.д., даже общим местом действия (например, цикл повестей Н. ...