Так как работа с эпизодами эпических, микроэпических и драматических произведений при всём их многообразии имеет общие методические приёмы, то план сочинения-анализа может быть следующим. I . Вступление 1. Что такое эпизод? 2. Роль рассматриваемого эпизода в художественном произведении. II . Главная часть 1. Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с предыдущим. 2. Содержательная функция эпизода: а) раскрываются какие-то стороны характера персонажа, его мировоззрение; б) даётся представление о душевном состоянии персонажа; в) показан поворот во взаимоотношениях героев; г) выражается авторский взгляд на те или иные проблемы. 3. Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с последующим. 4. Своеобразие языковых средств, художественных приёмов, служащих воплощению авторской идеи. III . Заключение . Роль эпизода в произведении, его содержательной функции, художественное своеобразие. Хорошо понимаю, что могут быть критические замечания по поводу плана. Да, возможно, предлагаемый подход ограничивает инициативу учащегося и степень его самостоятельности при анализе эпизода, но это с лихвой компенсируется тем, что пишущий отчётливо видит рамки задания, отчасти даже содержательную и композиционную логику сочинения. Не так сложно, на первый взгляд, учащимся ответить на вопрос: что изображается в эпизоде? Но часто анализ заменяют пересказом сюжета. Целесообразно, на мой взгляд, анализ эпизода начинать со следующего: а) истории его создания (особенно, если речь одёт об анализе внефабульных эпизодов). Пример-эпизод «Повесть о капитане Копейкине», который был запрещён цензурой и о котором сам Н. В. Гоголь сказал, что это «одно из лучших мест в поэме». Чем вызвана такая высокая оценка? Это уже проблемный вопрос, который обойти вниманием нецелесообразно. б) с авторства рассматриваемого эпизода (так во вступительной части анализа «Первого сна Раскольникова» можно поместить рассуждение Ю. Карякина, автора книги «Достоевский в канун XXI века» о своеобразии снов в творчестве Ф. М. Достоевского). в) с описания своеобразия эпизодов в их относительной самостоятельности, эстетической равноценности (каждый эпизод в романе Л. Н. Толстого не только ступень к определённому итогу, он не только продвигает действие и является средством, чтобы разрешить «вопрос», - он задерживает ход действия и привлекает наше внимание сам по себе, как одно из бесчисленных проявлений жизни, которую учит любить нас Л. Н. Толстой). Трудно ответить на вопрос: как изображается? Это ведь связано с анализом творческой манеры (стиля) писателя. Нужно: а) установить смысловые связи эпизода, для чего потребуются умения литературоведческого анализа; б) необходимо знать и главную мысль эпизода, прежде чем выстроить логику сочинения; в) каков авторский замысел и художественное своеобразие произведения; г) особенности жанра и композиции; д) система образов и способы выражения авторской позиции. Столь пристальное внимание к вступлению не случайно: успех анализа эпизода: как, впрочем, и любого сочинения, зависит во многом пусть не от первой фразы, хотя отчего же не прислушаться к голосу классиков литературы, но от удачного начала. Во-вторых, это минимум теории, который необходим для успешного анализа эпизода. Содержание же основной части сочинения-анализа эпизода, как помним, определяют вопросы о связи рассматриваемого эпизода с предшествующими и последующими, содержательной её функции, своеобразии языковых средств и приёмов. Слово как опорный образ поэтики Бродского «Слово о полку Игореве». История открытия и опубликования. Идея, жанр,
автор «Слова» Судьба и случай |
Работа над анализом эпизода художественного произведения на уроках литературы в старших классах
Страница 2
Информация о литературе » Работа над анализом эпизода художественного произведения на уроках литературы в старших классах