Методический аспект изучения лирики в школе
Информация о литературе » Изучение лирики в школе » Методический аспект изучения лирики в школе

Эпические произведения, лирика, драма требуют при изуче­нии в школе разного подхода к себе, потому что каждый из этих литературных родов обладает ярко выраженной художественной спецификой. В чем заключается специфика лирики?

Современные исследователи сходятся на том, что если в эпосе и драме объектом изображения являются разнообразные стороны жизни и человеческого бытия, а авторское сознание как бы растворено в художественном строе произведения, в системе образов, то в лирике авторское сознание открыто, хотя формы его проявления могут быть разнообразны.

Если ученик привыкнет относиться с доверием и сочувствием к тем незнакомым душевным состояниям, которые открываются и лирическом произведении, поэзия сначала расширит его лич­ный эмоциональный опыт, а затем приобщит к миру эстетиче­ских переживаний. Все это оказывает влияние на духовный опыт личности: выработке нравственных оценок, высокого социального идеала. Как же развить в учениках потребность сопереживать, сочувствовать, эстетически наслаждаться при чтении стихов? Это достигается постепенно. От учителя требует­ся много терпения и душевного такта, чтобы сделать изучение лирики школьниками процессом деятельного, творческого, ак­тивного познания самой поэзии и жизни, отраженной в ней. Для этих целей необходимо прежде всего опираться на воображение учащихся, побуждать их к ассоциативному мышлению и эмоциональной оценке. Кроме того, важно (особенно в IV-—VI клас­сах) акцентировать личностные мотивы при чтении стихов, идти от непосредственных читательских впечатлений.

Используя поисковые задачи и проблемные ситуации в ана­лизе лирики, нельзя забывать об эмоциональном фоне уроков, о необходимости создания нужного настроя в классе, развитии воображения учащихся.

Освоение этих знаний всегда идет как бы по двум линиям. При чтении лирических произведений обращается внимание на образные возможности поэтической речи и интонационно-ритмическую ее выразительность. Параллельно с этим в каждом классе систематизируются отдельные наблюдения учащихся, затем обобщаются и формируются понятия по тому или иному кругу вопросов, связанных со стихом. В целом система теоретико-литературных знаний и понятий о поэзии оформляется и приобре­тет определенную завершенность в ХI классе, к концу школьного учения литературе. Излишне раннее введение сложных понятий, таких, например, как лирический герой, система стихосло­жения и т. д., не приносит пользы и не усваивается учениками по - настоящему, даже если они умеют оперировать ими в своих ответах.

Начинать освоение теоретических знаний о поэзии следует с комментарных понятий в такой примерно последовательности:

IV—V классы — многозначность поэтического слова, сравнение, олицетворение в поэзии;

VI—VII классы — образность поэтической речи, эпитет, метафора; двухсложные размеры стиха;

VIII класс — поэтическая образность как проявление стиля, представление о романтическом и реалистическом стиле в ли­тке;

IX класс — поэтический синтаксис, поэтическая интонация, трехсложные размеры стиха;

Х - XI класс — ритмическая структура стиха, системы стихосложения в русской поэзии, формы выражения авторского сознания лирике (образ автора, лирический герой и т. д.).

Таким образом, теоретический материал дается в постепенном усложнении и системе. Обычно вначале понятие вводится ж рабочее, как термин. Затем постепенно происходит его обогащение. Ведь любой элемент поэтической речи или стиховой структуры (метафора, размер-ритм, повтор как элемент поэтического синтаксиса и т, д.) индивидуальны у разных поэтов. Чем дальше конкретных впечатлений и наблюдений у школьника, тем более емким становится для него уже освоенное понятие. Поэтому, например, термин «олицетворение», усвоенный в V классе, более глубоко будет осознан выпускником школы. Теоретические знания-понятия о поэзии не могут быть раз навсегда усвоенными; они динамичны, конкретизация их при встрече с новыми произведениями требует от учащихся дополнительных наблюдений добавочного осмысления, нового творческого освоения.

На заключительном этапе литературного образования можно стремиться уже к тому, чтобы ученики осознанно воспринимали в стихотворении единство переживания с его речевым и ритмическим выражением.

Конечно, изобретать новые методы и приемы каждый раз невозможно. В арсенале педагога постоянно сохраняются живое слово, выразительное чтение, словесное рисование, разнообразные формы и виды беседы, сопоставление поэзии с другими видами искусства и т. д. Но важно, во-первых, чтобы учитель всегда думал об учениках и об их заинтересованности в том или ном методе, приеме, форме анализа; во-вторых, необходимо, чтобы методы и приемы соответствовали природе изучаемого поэтического явления и, в-третьих, чтобы они были гибкими, видоизменялись и усложнялись от класса к классу и от произведения к произведению. Тогда они не будут выглядеть однообразно и трафаретно, а всегда останутся эффективными и интерес­ными для учащихся. Возьмем, например, такой прием, как сопоставление. Освоение знаний, развитие художественного мышления, идейно-нравственное и эстетическое воспитание школьников при изучении лирики успешнее осуществляется в тех случаях, когда та или иная концепция, тот или иной вывод не даются им в готовом виде, а приобретаются в процессе поиска, когда они сами ищут истину, выраженную поэтом. Атмосфера поиска не только оживляет и делает интересной работу, но и усиливает воздействие лирики на личность школьников любого возраста.


Основные направления в романтической поэзии. Школы и поколенияю Старшее поколение
Пролеткульт. Характер лирического героя и романтический тип конфликта в экспрессивной системе. Старшее поколение романтиков: характер лирического героя и художественный конфликт. Маяковский. ЛЕФ. Поэты, не входившие в ЛЕФ. Концепция духовного преображения человечества в художественном наследии Маяковского. ...

Сонеты
Наиболее вероятное время создания сонетов — 1593-1600. В 1609 вышло единственное прижизненное издание с посвящением, которое и по сей день продолжает оставаться одной из шекспировских загадок. Оно было адресовано таинственному W. H.: тот ли это «прекрасный юноша», друг, к которому обращено большинство сонетов (1-126 из общего числа — 15 ...

Заключение.
Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка. В древнерусской литерат ...