“ Синие молнии ” “ Синее вино ” “ Синяя мгла ” и т. д. Следует заметить, что в стихах 1910-1913 г. этот эпитет очень редок. Он начинает широко применяться в поэзии со второй половины 10-х годов и затем прочно держится до конца творческой деятельности Сергея Есенина. Какое поэтическое содержание вкладывает в этот эпитет теперь? Одно из стихотворений 1925 г. начинается Несказанное, синее, нежное… То есть, синее – это что-то нежное, несказанное. Очень характерно для палитры поэта пристрастие к “ желто-золотому ”: “ Луна под крышей, как злат бугор ” “ Мне снились реки златых долин ” “ Где злотятся рагожи в ряд ” “ Лижут сумерки золото солнца ” “ Хвойная позолота ” “ Зелень золотистая ”. Нет ни увяданья, ни смерти, осень – золотых дел мастер – “ золотит холмы ”. Но каждый раз, когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив “ погибшей души ”, врывается горький желтый цвет: Весной и солнце на лугу Обвита желтая дорога, И та, чьё имя берегу, Меня прогонит от порога. “ Желтая дорога ” – дорога в никуда. В оттенках желтого выдержан и автопортрет поэта: “ Я готов расказать тебе поле, Эти волосы взял я ржи ” “ Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся ”. Когда надо придать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску: “ О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку ”. “ Синее небо, цветная дуга, Тихо степные бегут берега, Тлеется дым, у малиновых сёл ”. Правда пользуется он этой краской редко и бережливо. Чаше заменяет малиновые “ земли ” менее изысканными цветами: “ На лазоревые ткани Пролил пальцы барянец ” Алый мрак в небесной черни Начертил пожаром грань Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход Кленёночек маленькой матке Зелёное вымя сосёт Выткали на озере алый свет зари. С “ алыми ” сливется женский облик: “ С алым соком ягоды на коже, Нежная красивая была. На закат ты розовый похожа И как меч лучиста и светла. ” Интересно Есенин общается с золотом и серебром Золото-серебро служит как бы рамой, окладом. В стихотворении “ Табун ”. Зеленая картина – кони на фоне зелёных холмов – вставленна в золотую; а синяя – те же кони, на опрокинутые в “синеющий залив” в серебрянную “ рамку ”. “ В холмах зелёных табун коней Сдувают ноздрями златой налёт со дней ”. С бугра Высокого в синеющий залив Упала смоль качающихся грив. Дрожат их головы над тихой водой, И ловит месяц их серебряной уздой. Наиболее характерным для древнерусской литературы является употребление 2х цветов – белого для обозначения всевозможных дел и побуждений и чёрного – для показа злых сил. Такая символизация цветом была обычной в Древней Руси. Эту традицию впитал в свою поэзию Есенин. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме “ Чёрный человек ”, где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. Есенин редко пишет белым, но всегда по белому. Поэт любит следить за тем, как цвет меняется, течёт, струится, движется, в зависимости от характера освещения. Гладью воды пользуется как палитрой, где совместив отраженья можно получить необходимый цвет. В стихотворении “ В том краю, где желтая крапива ” опрокидывает в озеро желтую крапиву и синюю “ гущу леса ” и получает “ зелень озёр ”. Краски в стихотворениях ложатся то густо, то чуть приглушенно: “ Топи да блата, синий плат небес ”. или “ Ярче розовой рубахи Зори вешние горят ”. В своем творчестве Сергей Есение демонстрирует иное, новое отношение к цвету и даже иной способ “ крашения ”. В стихотворении “ Дымом половодье ” первое, что бросается в глаза: нет ни одного чёткого контура. Очертания стогов так не ясны, что их можно принять за силуэты церквушек. Размывая линию, Есенин цветом выделяет нужные ему детали: смутная желтизна ила жёлтые поводья месяца рыжие, побуревшие за зиму стога. Общий тон плана – жёлтый. Есенин играет на фактурных оттенках цвета. Пейзаж решен в 2 цвета: жёлтая масса реки и синяя даль рощи. Но ощущается присутствие чёрного, густого и яркого. Цветовой сюжет движется от света в темноту: 1 строфа – ярко-жёлтая 2 строфа – рыжая 3 строфа – черная 4 строфа – мрачно-синяя. Дымом половодье Зализало ил. Жёлтые поводья Месяц уронил. Еду на баркасе, Тычусь в берега. Фантазия и реальность в
новелле "Превращение" Опыт анализа стихотворения Н. Рубцова с точки зрения есенинских традиций. Мир древнерусской литературы. |
Цветовая лексика в творчестве С. Есенина
Страница 2
Информация о литературе » Цветовая лексика в творчестве С. Есенина