Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры. Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев ("черемуха душистая", "рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани", "во мгле сырой месяц, словно желтый ворон . вьется над землей"). Немаловажную роль в поэзии Есенина, как и в народных песнях, играют повторы. Они используются для передачи душевного состояния человека, для создания ритмического рисунка. Есенин употребляет повторы с перестановкой слов: С моей душой стряслась беда, С душой моей стряслась беда. Поэзия Есенина насыщена обращениями, часто это обращения к природе: Милые березовые чащи! Используя стилистические особенности народной лирики, Есенин как бы пропускает их через литературные традиции и через свое поэтическое мироощущение.[[2]] В своей книге “Некрополь” Ф. Ходасевич утверждал, что красота родных рязанских раздолий и русского слова, песни матери и сказки бабушки, Библия деда и духовные стихи странников, деревенская улица и земская школа, лирика Кольцова и Лермонтова, частушки и книги – все эти, порой крайне противоречивые, влияния способствовали раннему поэтическому пробуждению Есенина, которого мать-природа столь щедро наделила драгоценным даром песенного слова. [[3]] Чаще всего он писал о деревенской природе, которая всегда выглядела у него простой и незамысловатой. Это происходило потому, что эпитеты, сравнения, метафоры Есенин находил в народной речи: За ровной гладью вздрогнувшее небо Выводит облако из стойла под уздцы. Или: Воробушки игривые, Как детки сиротливые. Так же как и для народа, для Есенина характерно одушевление природы, приписывание ей человеческих чувств, т. е. приём олицетворения: Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел. Настроения и чувства Есенина, как и народа, созвучны природе, поэт ищет у нее спасения и успокоения. Природа сопоставляется с переживаниями человека: Не нашлось мое колечко. Я пошел с тоски на луг. Мне вдогон смеялась речка: «У милашки новый друг». Е. С. Роговер высказывал мнение, что есенинская поэзия зрелых лет также обращена к прекрасному. Поэт умеет находить в природе, человеке, истории и современности по-настоящему красивое, самобытное, чарующее своей поэтичностью и неповторимостью. При этом он может так сопрягать эти разные начала бытия, что они взаимопроникают друг в друга. Поэтому Есенин природу опять же очеловечивает, а личность уподобляет образа родного ландшафта, ценя естественное начало в человеке и высоко ставя его природосообразные поступки. Эти же свойства он ценит и в себе[[4]]: Сердцем я всё такой же, Как васильки во ржи, цветут в лице глаза. ………………………………………………………………… … Башка моя, словно август, Льётся бурливых волос вином. …………………………………………………………………… … В сердце ландыши вспыхнувших сил. ……………………………………………………………………. … Тот старый клён головой на меня похож. Нередко нас поражает способность Есенина переживать очарование прекрасным, проявить себя, говоря словами лесковского Флягина, как “красоты любитель”. Есть у него стихотворение, которое можно образно назвать лесковским. Это стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу…”.
Страницы: 1 2
Проза или сатира? Вклад Н.А Некрасова в русскую литературу. Жуткий детский фольклор |
Своеобразие поэтики С. Есенина. Красота и богатство лирики Есенина. Особенности
художественного стиля.
Страница 1
Информация о литературе » Своеобразие поэтики С. Есенина » Своеобразие поэтики С. Есенина. Красота и богатство лирики Есенина. Особенности
художественного стиля.