Есенин – едва ли не самый лунный поэт в русской литературе. Распространённейший образ стихотворной атрибутики луна, месяц упоминаются в 351 его произведении более чем 140 раз. Лунный спектр у Есенина очень разнообразен и может быть подразделён на две группы. Первая: белый, серебряный, жемчужный, бледный. Здесь собраны традиционные цвета луны, хотя поэзия как раз там и получается, где традиционное преобразуется в необычное. Во вторую группу, кроме жёлтого, входят: алый, червонный, рыжий, золотой, лимонный, янтарный, синий. Чаще всего луна или месяц у Есенина – жёлтый. Затем идут: золотой, белый, рыжий, серебряный, лимонный, янтарный, алый, червонный, бледный, синий. Жемчужный цвет употребляется лишь однажды: Не сестра месяца из тёмного болота В жемчуге кокошник в небо запрокинула,- Ой, как выходила Марфа за ворота… Очень характерный для Есенина приём – в смысле его нехарактерности: поэт употребляет чистые, естественные краски, традиционные для древнерусской живописи. Красной луны у Есенина вообще нет. Может быть, только в “Поэме о 36”: Месяц широк и ал… Цвет луны у Есенина не зловещ, не апокалиптичен. Это не луны М. Волошина: И распускается, как папоротник красный, Зловещая луна… К снежной луне, гиацинтово – синей, Вместе с тобою лицом я прильну. Мне враждебны рабыни Смертно – влажной луны… Есенинская луна всегда в движении. Это не известковый шар, вознесённый в небо и навешивающий сонную одурь на мир, а обязательно живое, одухотворённоё: Дорога довольно хорошая, Приятная хладная звень. Луна золотою порошею Осыпала даль деревень. Сложная метафоричность, которой не избегает Есенин, не может быть отнесена к некому поэтическому экзотизму. “Речь наша есть тот песок, в котором затерялась маленькая жемчужина, - писал Есенин в статье “Отчее слово”. Многообразная луна Есенина оказывается жёстко подчинённой традиционно – фольклорной образности, от которой столь же зависит, как её небесный двойник – от Земли. Но вместе с тем: как реальная луна управляет приливами земных морей и океанов, так изучение есенинской лунной метафорики позволяет увидеть в кажущейся от повторяемости простоте народных образов концентрат ”весьма длинных и сложных определений мысли” ( Есенин). В беловом автографе “Черного человека” автором зачеркнута строфа: Но лишь только от месяца Брызнет серебряный свет, Мне другое синеет, Другое в тумане чудится. Можно даже назвать Есенина лунатиком, для осторожности пояснив: его долгий диалог с лунным светом вызван ощущением, что именно луна, вбирающая в себя и отражающая солнечные лучи, именно луна оказывается наилучшим выразителем лирической сущности: перенести смысл слова с основных на дополнительные его значения. Обратись лицом к седьмому небу, По луне гадая о судьбе, Успокойся, смертный, и не требуй Правды той, что не нужна тебе. Золотою лягушкою луна Распласталась на тихой воде… Если мир и не познаваем в слове, то от живописания словом ему не уйти.[[7]] Лирика Есенина очень красива и богата. Поэт использует различные художественные средства и приёмы. Основные из них: Ø Есенин часто употребляет слова с уменьшительными суффиксами. Употребляет он и старые русские слова, сказочные названия: выть, свей и др. Ø Поэзия Есенина образна. Но образы его тоже просты: «Осень — рыжая кобыла». Образы эти опять-таки заимствованы из фольклора, например, ягненок — образ невинной жертвы. Ø Интересна и цветовая гамма Есенина. Он чаще всего употребляет три цвета: синий, золотой и красный. И эти цвета тоже символичны. Синий — стремление к небу, к невозможному, к прекрасному: Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным. Золотой — изначальный цвет, из которого всё появилось и в котором всё исчезает: «Звени, звени, златая Русь». Красный — цвет любви, страсти:
Страницы: 1 2
Два поколения. Таинственная недосказанность в романах Хемингуэя Художественное воплощение гендерных доминант
внутреннего мира героини / героя в различных типах женского творчества |
Луна в поэзии Есенина.
Страница 1
Информация о литературе » Своеобразие поэтики С. Есенина » Луна в поэзии Есенина.