Выдавая желаемое за действительное, поэт говорит о том, что в Елизавете Петровне живет дух ее отца (оды 1746 и 1748 гг.) В оде 1746 г. на рождение Елизаветы Ломоносов пишет о том, что бог дал России Петра, чтобы прославить его — бога: В полях кровавых Марс страшился, Свой меч в Петровых зря руках, И с трепетом Нептун чюдился, Взирая на Российский флаг . (8, 200) Ни один из поэтов XVIII в., писавших о Петре I, не создал более яркого героического образа. После Ломоносова имя Петра I стало символом славы и вошло в поэзию. Образ Петра I мы найдем у Хераскова, Богдановича, Петрова, Державина, А. Карина, Ржевского. А Нартова, Владыкина. Апофеозом звучит имя Петра в пушкинской «Полтаве». Противники России в поэзии Ломоносова, как правило, лишены истинного героизма: Карл XII легковерен и коварен, для достижения своей цели он не брезгует никакими средствами, пользуется услугами «переметчика», выдавшего план расположения русских войск под Полтавой, вступает в союз с Мазепой . Ломоносов осудил «бессовестного России изменника» (8, 596). Не менее резко он высказывался о другом враге России — прусском короле Фридрихе II, который вел захватнические войны, стремился поработить славянские земли. Ломоносов писал о нем, используя традиционные для поэтики классицизма образы: Фридрих топчет законы, грабит города и опустошает страны, «пламенем» прокладывает себе дорогу. Ломоносов перевел стихотворение Вольтера «К королю Прусскому», где содержалась убийственная характерстика этого этого завоевателя («Несчастливый монарх. Ты лишне в свете жил .»). Ода 1759 г. построена Ломоносовым на конкретном противопоставлении мирной России и вовлеченной Фридрихом II в войну Пруссии. Объективный «промысел» направляет ход событий по правильному руслу, «гордыня» прусского короля послужила лишь поводом к высшей славе Елизаветы. Ода была написана после победы под Кунерсдорфом. Ломоносов спрашивает Фридриха II, где его «пышный дух», неужели он все еще мнит себя «великим» и хочет наложить ярем на народы? [8,650] По представлению Ломоносова, славы можно достичь либо путем мира, добра, общей пользы, либо путем войны, зла, насилия. Прусский король пошел по второму пути и повел по нему свой народ. В результате он был жестоко наказан. Ломоносов с уважением относился к трудолюбивому немецкому народу, в оде 1762 г. оп выразил сожаление о том горе, которое причинил немцам Фридрих II: Германия «по собственной крови плывет» и не видит конца своим бедам [8, 758]. Поэты-классицисты при их умении увидеть и запечатлеть в художественных образах красоту высокого, понимаемое ими как величественное и великолепное, не смогли, однако, увидеть прекрасное в обычном, простом, что предлагала повседневная жизнь. Однако русский классицизм не имел столь ярко выраженной аристократичности, как во Франции. Близость к фольклору вносила характерные черты в облик русского классицизма, чуждые и классицизму Буало, и немецкому классицизму Готшеда. У Ломоносова элементы народности проявились в его оптимизме, в вере в творческие илы русского народа. Большую роль в воспитании героического характера человека Ломоносов отводил изучению истории и искусства. В «Слове похвальном .» 1749 г. он писал о том, что примеры великих героев побуждают людей быть храбрыми и мужественно защищать свою родину. Одним из первых в русской литературе Ломоносов последовательно и всеобъемлюще использовал в патриотических целях национально-историческую тему. История России представлялась ему как героическая история народа, несмотря на препятствия и козни врагов сохранившего свою независимость и самобытность. Поэт и время Отрицательные черты героя А. А. Григорьев |
Героическая тема в поэзии М. В. Ломоносова
Страница 3
Информация о литературе » Героическая тема в литературе русского классицизма » Героическая тема в поэзии М. В. Ломоносова