Некоторые оды Державина написаны «низким» слогом, однако они не потеряли своего «высокого» значения и содержали присущие жанру «трафареты». Все это показывало движение литературы, которая уже не удовлетворялась схемами классицизма. Державина называли самым музыкальным поэтом XVIII в. Многие его стихотворения положены на музыку . Некоторые его оды по своей композиции близки к построению музыкального произведения. Такова ода «На взятие Измаила». Вначале, словно в увертюре, излагается картина извержения вулкана Везувия («Везувий пламя изрыгает . О росс. Такой твой образ славы .»). Через две строфы эта тема появляется вновь, но в другой трактовке: штурм сравнивается уже не с извержением вулкана, а с весенним, все сметающим на своем пути половодьем («Как воды, с гор весной в долину низвержась пенятся ревут, волнами льдом трясут плотину, к твердыням россы так текут .») и грозовой тучей («Идут — как в тучах скрыты громы, как движутся безмолвны холмы») . Тема страшного, молчаливого, неотвратимого, как рок, движения войск нарастает, осложняется звукозаписью. Солдаты_подошли к стенам крепости, установили штурмовые лестницы, поползли вверх. Поэт слышит крик («Во мне их раздается крик»), теперь это уже не молчаливое движение людей, а грохочущий при5ой («Как шумны волны, через волны они возносятся челом»). Через три строфы снова для характеристики штурма Державин использует образ грозовой тучи, но теперь эта туча не только движется, но и гремит, ее не только видно, но и слышно: Представь, по светлости лазури, Взошла черно-багрова буря . Дохнула с свистом, воем, ревом, Помчала воздух, прах и лист . И затрещал Ливан кремнист . Кульминации изображение штурма достигает в уже упомянутой строфе, где дается картина, близкая к видению из Апокалипсиса («Представь последний день природы .»). Здесь появляется контрастная тема; словно затишье после страшной бури, идут элегические медитации по поводу бесполезности всех войн вообще: « .Напрасно слышен жалоб крик: напрасно, бранны человеки. Вы льете крови вашей реки, котору должно бы беречь; но с самого веков начала война народы пожирала, священ стал долг рубить и жечь!» Этот вывод о бесполезности войн приобретает большее значение, что исходит из уст победившей стороны, т. е. русского поэта. Мы коснулись лишь некоторых поэтических средств, который пользовался Державин. Можно видеть, что в его произведениях сочетались общие стилевые черты предшествующего искусства и частные особенности, присущие только поэту. Творческая индивидуальность Державина повлияла на последующее развитие литературы. Многие годы он оставался вождем литературы, разрабатывающей гражданские и патриотические темы. Его высоко ценил Радищев, поэты-декабристы, Пушкин. Осмысление событий войны «Заговор Фиеско в Генуе» Образ матери-женщины в современной литературе |
Поэтика батализма в творчестве Державина
Страница 3
Информация о литературе » Героическая тема в литературе русского классицизма » Поэтика батализма в творчестве Державина