Еще охотнее, чем когда-то Чуковский, пользуется Успенский-сказочник откровенной пародией, вводимой в русло детской игры. Крокодил Гена без особых раздумий заменяет заболевшую приятельницу Галю в роли Красной Шапочки. У него есть опыт художественной самодеятельности. По мнению девочки, если крокодил хорошо сыграет, никто не заметит подмены! И Гена играет хорошо . (ребята в восторге!), только забывает он и слова спектакля, и обстановку, в которой находится. "А почему ты такая лохматая, бабушка?" - наобум спрашивает Гена волка и получает неожиданный ответ растерянного зверя, что у того нет времени побриться . Пародийный характер приобретает у Эдуарда Успенского широко известная история льва Чандра и собачки Тобика. Лев пришел по объявлению - он ищет подходящего друга, и ему рекомендуют собачку, выгнанную на улицу безжалостной хозяйкой. Не беда, что лев большой, а собачка маленькая. Было бы желание дружить! Откровенная пародия - мышиный королевский гимн: "В лесу родилась елочка" . Ведь именно под елкой обычно остается много гостинцев для мышей. Анекдот . Этот жанр тоже пригодился сказкам Успенского. Анекдотична введенная в повесть о друзьях крокодила история мальчишки, который ищет для себя достойного друга, такого же бездельника и неряху, как он. Когда подходящий кандидат найден, оказывается, что это - он сам! Довольно известным бытовым анекдотом воспользовался Успенский, изобразив диалог почтальона с дрессированным галчонком Хватайкой. Диалог, где напоследок смышленый галчонок и измученный почтальон поменялись репликами . И еще: крокодил Гена, собственно, не крокодил, а только работает крокодилом в зоопарке. У Гены есть напарник. Как верно подмечено критикой, и тут явный отголосок старого анекдота . Словом, как ответил некогда Мольер на укор в сюжетных заимствованиях: "Я беру мое добро там, где его нахожу ." Принцип, с которым надо обращаться осторожно, не принимая его всерьез. Много неожиданных компонентов вбирают в себя сказки Успенского. Помимо широко разлитого в них инженерного домысла, тут находят место и самые актуальные вопросы сегодняшнего дня. Иначе говоря, "оживленная" публицистика в том виде, в каком она может быть доведена до детского сознания. Впечатляюще, смешно и по-детски нарисована фигура начальника, от которого зависит выдача кирпичей для стройки друзьям крокодила и Чебурашки. У начальника правило: все делать наполовину. Почему?"Если я, - объясняет он, - все буду делать до конца и всем все разрешать, то про меня скажут, что я слишком добрый и каждый у меня делает что хочет, А если я ничего не буду делать и никому ничего не разрешать, то про меня скажут, что я бездельник и всем только мешаю. А так про меня никто ничего плохого не скажет". И, в полном соответствии со своей системой, наш герой разрешает выдать друзьям половину требуемого и для перевозки - половину машины. А спохватившись, что половина машины не поедет, он дает машину на половину дороги . Неплохо входит в русло детской сказки и довольно "взрослый" по смыслу эпизод с корреспондентом, готовящим репортаж о стройке друзей. Записанные корреспондентом цифры показались ему неинтересными, и он "слегка подправил" их, увеличив все данные в десять раз . "- Врунишка он! - негодующе характеризует его мальчишка-двоечник. - Мы с такими встречались!" Правда и честность. Вот чего хотят персонажи сказки, вот что нужно нам и детям. Все начинается с детства. И если современная сказка наглядно раскрывает детям - пусть в форме шуточной, условной - бессмысленность и дикость войны, то это никак нельзя считать профанацией самой большой проблемы наших дней. В сказке "Крокодил Гена и его друзья" (1970) зловредная старуха Шапокляк объявляет войну всем, кто делает добрые дела. Сама она живет лишь злыми. Крокодил задерживает ее вопросом: "- Вам все равно, кому объявлять войну? Пожалуй, все равно. Тогда объявите ее не нам, а кому-нибудь другому. Мы слишком заняты. Могу и кому-нибудь другому", - отвечает Крокодилу его нежеланная гостья. Ей враждебен любой, не приемлющий ее злой философии . Мы упоминали: в повести "Гарантийные человечки" обитающие на даче мыши объявляют войну гарантийным. На недоуменный вопрос одного из человечков, зачем, собственно, воевать, следует ответ парламентера-мышонка: "- Понятия не имеем. Такие обычаи сложились здесь за века. А наш солдат не думает: у нас, мышей, солдат выполняет обычаи веков". Они не думают . А добрые гарантийные - думают. Самый старший из них, часовой мастер Буре, возвращается с дачи в город в сопровождении дружественного мышонка. Отличное дело может из этого выйти! До сих пор мыши с людьми не ладили. А ведь можно их помирить . Епифаний Премудрый. «Житие Сергия Радонежского» «Мцыри» - романтическая поэма М. Ю. Лермонтова Особенности речевого жанра "Басня" |
Радость добра
Страница 2
Информация о литературе » Юмористические сказки Эдуарда Успенского » Радость добра