Заключение
Страница 1

Лермонтов со свойственным гению знанием людей смог тонко разобраться в психологических свойствах самых близких людей, кровно с ним связанных, и определил каждому из них «свой адрес» в собственной душе и свое место в поэтическом творчестве. В одном из ранних стихотворений («1830 год. Июля 15-го») он написал:

Зачем семьи родной безвестный круг

Я покидал? Все сердце грело там,

Все было мне наставник или друг,

Все верило младенческим мечтам.

В этих строках сформулировано значение семьи в его «первом мире», в его земной биографии. Во втором мире – творческом – семья предстает в других качествах.

Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что роль и влияние отца, матери и бабушки на творчество поэта было различным.

Бабушки поэта, вечной его спутницы, несмотря на то, что она сыграла одну из решающих ролей в жизни и судьбе поэта и очень много для него сделала, нет в его лирике. Частотный словарь языка Лермонтова не дает ни одного употребления этого и родственных ему слов в лирических произведениях поэта. А в юношеской драме «Люди и страсти» он «не пожалел для бабушки черной краски» и описал ее совсем с непривлекательной стороны. При этом Лермонтов не был неблагодарным внуком или черствым человеком. В одном из писем А.М. Верещагиной (1835 год) он, уже вполне взрослый молодой человек, офицером выпущенный в полк, написал: « Не могу выразить, как меня печалит отъезд бабушки. Перспектива в первый раз в жизни остаться одиноким меня пугает. Во всем этом большом городе не останется ни единого существа, которое мною искренне бы интересовалось .» То есть, Лермонтов прекрасно осознавал свою привязанность к бабушке. Однако Елизавета Алексеевна для него всегда была «прописана» в мире материальном, практическом, земном. И в поэтический мир своей души он ее не впустил.

С отцом у Лермонтова была глубокая связь и взаимопонимание. Причем, свидетельствуют об этом они оба: отец в «Завещании» на случай смерти, и сын в лирических произведениях. Однако стоит заметить, что в лирике поэт откликнулся лишь на смерть отца. В стихах 1831 ( в этом году умирает отец) и 1832 гг. «Я видел тень блаженства…», «Ужасная судьба отца и сына…» и «Эпитафия», Лермонтов очень точно передал свои душевные переживания. Потеря близкого и дорогого человека, с которым он был так долго несправедливо разлучен, глубоко ранила его чуткое сердце. В дальнейшем обращений к этой теме в лирике Лермонтова мы не находим.

Мать в жизни и творчестве поэта занимала особое место, несмотря на то, что она очень рано ушла из жизни (поэту было лишь три года) и зрительного образа в сознании поэта не оставила. Образ матери для Лермонтова стал целым комплексом ассоциаций, и связаны они были, прежде всего, со слухом: мелодией, песней. Источник таких ассоциаций – песня матери младенцу-сыну, о которой он помнил всю жизнь (см. дневниковую запись Лермонтова). Эта биографическая черта оформилась в творчестве поэта в непременный атрибут женских образов: первоначальную звуковую характеристику. Это становится у него неизменным принципом и в лирике, и в прозе. Также, говоря о матери, стоит заметить, что если отец упоминается в лирике Лермонтова раннего периода, бабушка практически совсем не встречается в произведениях, то комплекс материнских ассоциаций пронизывает творчество практически всех периодов. А это свидетельствует о том, что даже, несмотря на огромную пропасть, которую жизнь разверзла между матерью и сыном, и что они так мало успели узнать друг о друге, все же М.М. была для Лермонтова самым близким и дорогим человеком, с которым у него было именно духовное родство.

Страницы: 1 2


Детская литература в XIX в
Впитав в себя лучшие достижения предшествующих эпох, продолжая и развивая их в новых условиях, детская литература XIX века становится высоким искусством и в лучших своих образцах не уступает достижениям «большой» литературы, до сих пор оказывает благотворное воспитательное воздействие. Развитие детской литературы XIX века происходит в т ...

«Миф о Сизифе»- мощь несмиренного духа
Философский труд «Миф о Сизифе» убеждает, что в уста «постороннего», и Калигулы Камю вложил многие из ключевых мыслей предвоенной поры. На страницах этого пространного «эссе об абсурде» они, так или иначе, повторены и обстоятельно растолкованы, а под самый конец ещё и стянуты в тугой узел притчей – пересказом древнегреческих преданий о ...

«Повесть о бражнике» (сатира)
В "Повести о бражнике" пьяница доказывал, что имеет больше прав на райское блаженство, чем святые, перечисляя прегрешения героев Священного Писания. Эта повесть показывает нравственное превосходство пьяницы (бражника) над «праведника» (на смелой антитезе построена повесть, т.е. на противопоставление). Бражник уличает святых в ...