20. Петрачкова женка На свою нивку Раненько выходила, Дочек-лебедок, Невесток-перепелок С собой выводила. «Пожинайте, невестки, Пожинайте, дочки, Дочки-лебедки, Невестки-перепелки! Поутру раненько, Вечером поздненько, Чтобы было с чего жити Добренько, ладненько». В песне указывается на время жатвы: женщины жали хлеб рано утром и поздно вечером, когда выпадала роса, в это время жать было прохладней, и легче срезались колосья. В песне используются метафоры: дочки – лебедки, невестки – перепелки. Много уменьшительно-ласкательных суффиксов, придающих песне особый колорит. 21. Чье ж это поле задремало стоя? А Ванькино поле задремало стоя. Ванькины жнеи, жнеи ленивы, Жнеи ленивы, серпы лубяные. Они не жали – под межой лежали, Под межой лежали, ворон считали. В песне звучит шутливый укор нерадивым жнеям. Метафора: лубяные (деревянные) серпы говорит о том, что серпы их не жнут, жнеи лежат на меже и бездельничают – считают ворон. 22. Слава тебе, Боже, Что в поле пригоже! В поле копами, На гумне стогами, В клети закромами! В клети закромами, В печи пирогами! Ти рад наш хозяин, Что в поле пожали? В поле пожали, В копы поклали. Песня на окончание жатвы. 23. Уж мы вьем-вьем бороду У Василия на поле, Завиваем бороду У Ивановича нашего На ниве великоей, На полосе широкоей! Песня на обряд завивания «бороды козла» – последнего снопа, который оставляли на поле несжатым. По поверьям, в этом снопе могут остаться духи поля, а зерна, упавшие из несжатых колосьев, вернут полю силу плодородия. Герой антиутопии. Поэтика батализма в творчестве Державина «Слово о полку Игореве». История открытия и опубликования. Идея, жанр,
автор «Слова» |
Жнивные песни
Информация о литературе » Русское устное народное поэтическое творчество » Жнивные песни