Сказки. Сказки О Животных
Страница 1

1. МЕДВЕДЬ – ЛИПОВАЯ НОГА

Жили старик со старухой. Поехал старик в лес за дровами. Бежит медведь.- Дедушка,- говорит,- спаси. Меня охотники убивают.

Завалился в сани под дрова медведь, а старик думает: "Вот мяса-то сколько будет у меня. Старухе привезу сколько!"

Что же делать?! Привязал его сильно, как рубанет! Ногу и отрубил, а медведь рявкнул, вырвался без ноги и убежал в лес. Сделал себе липовую ногу.

Привез старик старухе мяса целую ногу. Старуха шерстку ободрала с медвежьей ноги, мясо стала варить, а кожу ободрала, на стул постлала и сидит, шерстку прядет. Идет медведь из леса и поет:

Скрипи, скрипи, нога, скрипи, липовая!

По деревням спят, по селам спят.

Одна баба не спит, на моей коже сидит,

Мою шерстку прядет, мое мясо варит, не доваривает.

Пойду старуху съем.

Испугалась старуха. «Ой, старик, иди хоть овечку отдай. Пусть пожрет и уйдет.» Отдал старик овечку. Съел медведь и опять поет:

Скрипи, скрипи, нога, скрипи, липовая!

По деревням спят, по селам спят.

Одна баба не спит, на моей коже сидит,

Мою шерстку прядет, мое мясо варит, не доваривает.

Пойду старуху съем.

«Что, старик, корову отдай.» Пошел старик отдал корову. Пожрал медведь. Вот опять поет:

Скрипи, скрипи, нога, скрипи, липовая!

По деревням спят, по селам спят.

Одна баба не спит, на моей коже сидит,

Мою шерстку прядет, мое мясо варит, не доваривает.

Пойду старуху съем.

«Отдай, старик, кобылу. Что ты будешь делать! Может, пожрет да опять уйдет в лес.» Съел кобылу. Опять медведь поет:

Скрипи, скрипи, нога, скрипи, липовая!

По деревням спят, по селам спят.

Одна баба не спит, на моей коже сидит,

Мою шерстку прядет, мое мясо варит, не доваривает.

Пойду старуху съем.

«Ну что, старик, спрячемся! Что делать?!» Баба в русскую печку залезла, а старик в трубу. Зашел медведь в хату, печку открыл, старуху вытащил, сожрал ее. А старик сидел, как кашлянет – труба разлетелась. Старик в саже выскочил оттуда, медведь испугался, убежал в лес. Все. Конец.

Одна из древних сказок о животных, в ней сохранились следы тотемного культа медведя. Не случайно в сказке фигурирует медвежья нога. Череп и лапа медведя имели особый магический смысл. Голова убитого медведя подвергалась ритуальному захоронению. Считалось, что медвежья лапа обладает таинственной силой. Ее вывешивали во дворе, отгоняя враждебные силы, или в помещении для домашних животных, ею оглаживали заболевших животных, проводили по вымени коровы, чтобы она лучше доилась после отела.

В этой сказке старик и старуха терпят наказание за оскорбление хозяина леса – медведя. Особая вина старухи заключается в том, что она непочтительно обращается с лапой медведя, используя ее в бытовых, а не ритуальных целях, поэтому медведь убивает старуху. Сказка передает ощущение жуткого страха, который испытывал человек при ссоре с могучим лесным зверем. Вероятно, в сказке отразились следы приношения в жертву медведю домашних животных. По типу композиции сказка одноэпизодная. В текст включается песня медведя, которую нараспев, замогильным голосом исполнял сказочник. 4-х кратное повторение песни нагнетало у слушателей чувство страха.

2. ЛИСА И ТЕТЕРЕВ

Бежала лисица по лесу, увидала на дереве тетерева и говорит ему:

- Терентий, Терентий! Я в городе была.

- Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Была, так была.

- Терентий, Терентий! Я указ добыла.

- Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Добыла, так добыла.

- Чтобы вам, тетеревам, не сидеть по деревам, а все бы гулять по зеленым лугам.

- Бу -бу-бу, бу-бу-бу! Гулять, так гулять.

- Терентий, кто там едет? – спрашивает лисица, услышав конский топот и собачий лай.

- Мужик.

- Кто за ним бежит?

-Жеребенок.

- Как у него хвост-то?

-Крючком.

- Ну, так прощай, Терентий! Мне дома недосуг.

Вместо зачина сказка начинается словами, которые сразу вводят слушателя в действие: "Бежала лиса по лесу, увидала на дереве тетерева ." Сказка одноэпизодная, небольшая по размеру, построена на диалоге- разговоре лисы с тетеревом, выявляющем характеры персонажей. В ней используется прием звукоподражания в речи тетерева: бу-бу-бу. Тетерев назван в сказке человеческим именем – Терентий- по принципу звукового сходства.

3. КОЛОБОК

Жил-был старик со старухою. Просит старик:

- Испеки, старуха, колобок.

- Из чего печь-то? Муки нету.

- Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети, авось муки и наберется.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

Страницы: 1 2 3 4 5


Основная часть
"Меня интересует только "чушь"; только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует жизнь только в своем нелепом проявлении", - писал в 1937 году Даниил Иванович Ювачев (1905-1942), мастер абсурда, известный читателям под псевдонимом Хармс, хотя долгое время родоначальниками литературы абсурда счит ...

Проблема соцреализма
– одна из актуальнейших историко-литературных и теоретических. До конца 80-х годов ХХ века она была одной из наиболее привлекательных в советской литературоведческой науке. Правда, исследование её следует признать скорее конъюнктурным и политизированным, чем объективным и, я бы сказала, продуктивным. С конца 80-х годов ХХ века к этой п ...

Несказочная проза. Предания
1. ПРЕДАНИЕ О СМЕРТИ ОЛЕГА И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и помянул Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «Отчего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ...