Он дает ему рубль серебряный. Кузнец взял и сломал этот рубль. - Да у вас и деньги фальшивые. Он подает ему второй, он и второй сломал. - Да дайте, – говорит, – мне деньги хорошие. Петр Первый вынимает двадцать пять рублей и подает ему: - На, не ломай денег. То мы наехали коса на камень. Я подкову взломал, а ты рубли поломал. Видать, что сильней ты меня. Ты знаешь, кто я такой? - Нет, не знаю. - Я Петр Великий, ваш государь. Ну дак вот, работай, как работал, и сказывай людям, что государь поломал подковы, а я – его рубли. Вот мы с им и познакомилися. Петр Первый сел и поехал, и сказал: - До свиданья, кузнец, ты – хороший молодец! И после того его не видал. Исторические предания о Петре Первом рисуют его как справедливого государя, уважающего мастеровых людей. В данном тексте отмечаются такие качества царя, как огромная физическая сила и любовь к шутке, розыгрышу. Гнуть и ломать подковы может только очень сильный человек, но сломать монету еще труднее. Кузнец физической силой превзошел царя и тоже «пошутил» над ним. Здесь явно проявились демократические тенденции. Как бы народ ни уважал царя, он все равно стремится показать свое превосходство над власть имущими в некоторых вопросах. Царь, по представлению народа, не может быть сильнее простого кузнеца. Человеческие качества Петра здесь проявляются в том, что он не постыдился признать превосходство труженика, а также то достоинство, с каким кузнец вышел из ситуации, и щедро одарил его. 4. ПРЯНИЧНАЯ ГОРА За Волгою, недалеко от границы Симбирской и Самарской губерний, возле слободы Часовни тянутся небольшие горы и в одном месте прерываются овражком. В старые годы, сказывают, на этом месте Пряничная гора была. Шел один великан и захотел ее скусить, взял в рот (а у него зуб-то со щербинкой был), откусил, а щербинкой-то борозду и провел, так она и по сие время осталась. Топонимическое предание, объясняющее происхождение особенностей рельефа и названия местности. Существует довольно большое количество преданий, в которых действуют огромные богатыри, великаны, якобы населявшие землю в далеком прошлом. Как бы ни был неправдоподобен образ исполина, и рассказчик, и слушатель принимают его как реально существовавший.
Страницы: 1 2
«Думы» Рылеева, особенности жанра. Нравственный выбор героев в повести В.Быкова "Сотников" Пространство в осмыслении литературоведов и философов |
Несказочная проза. Предания
Страница 2
Информация о литературе » Русское устное народное поэтическое творчество » Несказочная проза. Предания