Не стал больше ездить Садко на сине море. Стал поживать Садко во Нове-граде. (Развязка – Садко возвращается к удивлению и радости жены и дружинников, строит обещанную церковь Миколе Можайскому и живет в богатстве и почете. В тексте, по существу, можно увидеть три сюжета: три завязки, три кульминации, три развязки. Перед нами редкое трехчастное произведение или контаминация трех былин). 8. ВАСИЛИЙ БУСЛАЕВ Как жил Буслаюшка девяносто лет, он не славился, Поперек дорожки не ставился, С каменной Москвой не перечился, С Новым-городом да спору не было. Живучи Буслаюшка преставился, Оставалось его чадо милое — Молодой Василий да сын Буслаевич. (Текст открывается экспозицией – рассказом об отце Василия, Буслаюшке, его долголетии и мирном характере, что не вяжется с его именем. В русских говорах слово «буслай» означает «мот, гуляка, разбитной малый». Упоминание Москвы и Новгорода как возможных противников Буслая говорит о том, что он принадлежал к социальным верхам. В некоторых вариантах былины сообщается о том, что Буслай оставил жене и сыну богатое наследство, что позволило Амельфе Тимофеевне дать Василию хорошее образование). И начал Васильюшка по Нову-граду похаживать, И начал Васильюшка шуточки пошучивать: Кого хватит он за руку — руку рвет из плеча он вон; Кого хватит он за ногу — ногу рвет из ходилов вон; Кого хватит за головушку — Головой вертит, будто пуговицей. (Завязка. Подавляющее большинство текстов, имеющих зачин о Буслае, рассказывают затем о детстве его сына, его «шуточках», свидетельствующих о необыкновенной физической силе: играя с детьми, он калечит их. Есть варианты, в которых шалости Василия носят характер пьяного разгула, являются результатом его дружбы с пьяницами и бездельниками. Но есть и такие вариантыбылины, в которых подчеркивается, что «шуточки недобрые» он шутит с боярскими и княженецким детьми, что дает основание исследователю русского эпоса В.Я. Проппу характеризовать бунт Василия Буслаевича как социальный). И стали жалобы доходить К его родной матушке, Пречестной вдове Амельфе Тимофеевне: «И ты, честна вдова Амельфа Тимофеевна! Унимай-ка ты свое чадо милое, Молодого Василья Буслаевича! Что он ходит по городу уродует И шуточки он пошучивает? Кого ухватит за руку, у того рука прочь; Кого – за ногу, у того нога прочь; Кого ухватит за головушку — И головой вертит, будто пуговицей! А ты не уйме.шь, так мы уймем!» (Развитие действия. «Шуточки» Василия послужили началом конфликта. Родители покалеченных детей жалуются Амельфе Тимофеевне и угрожаютунять Василия сами, если она не сделает этого). И дождалась честна вдова Амельфа Тимофеевна Своего ли чада милого, молода Василья Буслаевича, А сама говорит таковы слова: «Ай же ты, мое чадо милое, Молодой Василий да Буслаевич! Что же ты ходишь по городу, уродуешь? … А в твои-то годы отец-то твой Не имел он в кармане ста рублей, А имел дружину хоробрую. И нету у тебя заступщиков, И некому за тебя заступитися!» (Мать не столько журит сына за выходки, сколько обеспокоена угрозами и, заботясь о его безопасности, советует ему собрать дружину. Выясняется, что отец Василия в молодости был беден и разбогател с помощью «дружины хороброй». Вероятнее всего, эта дружина – ушкуйники, шайка разбойников, главой которой был Буслай. Разбогатев с помощью такого типичного для средневекового города способа, к старости он «унялся» и стал уважаемым человеком). Эти речи Василий понимает И берет чернила со бумагою, И написал он письмо да скорописчато: Заключение. «Ворона и курица» Особенности поэтического языка |
Несказочная поэзия. Былины
Страница 28
Информация о литературе » Русское устное народное поэтическое творчество » Несказочная поэзия. Былины