Он хорош, пригож, да в свете лучше нет. Он сутул, горбат, да наперед покляп , И ноги кривы у его, глаза косы, Русы кудри у Митрия онежские, Еще речь у него да самоедская». Еще тут ведь Митрию во слух пало, Щой Васильевичу за беду стало, Чтой за ту пало насмешку за великую. (Статус жениха и невесты предполагал их определенные отношения. Невеста не могла дурно говорить о своем женихе. По-видимому, портрет жениха необъективен, таким хочет видеть его Домна, когда хулит. В этом эпизоде происходит столкновение героев, они вступают в противоречие.) Воротился Митрий от заутрени, Приходил он к Настасьюшке к Васильевне: «Уж ты гой еси, сестричушка любимая! Соберем-ка мы пир, да все девичий стол. Попроси ты Домну Фалелеевну На почестен пир да на девичий стол Хлеба-соли есть да сладка меду пить. Ты скажи, что Митрия-князя в доме нет, Что Васильевича да не случилося: Он ушел ведь в лес теперь полесовать, За лисицами да за куницами, Он за разными за мелкими за птицами». (Пассивной помощницей и соучастницей Митрия выступает его сестра, с помощью которой он добивается встречи с Домной, чтобы поставить ее на место.) Что первы послы к Домне на двор пришли: «Добро жаловать, Домна Фалелеевна, Еще к нашей Настасье к Васильевне На почестен пир да на девичий стол Хлеба-соли есть да сладка меду пить! Еще Митрия-то князя в доме нет». Что первы послы да со двора сошли, Ай вторы послы к Домне на двор пришли: «Отпусти ты, Софьюшка Никулична, Свою дочерь, Домну Фалелеевну На почестен пир, да на девичий стол, Хлеба-соли есть да сладка меду пить! Еще Митрия-то князя в доме нет, Чтой Васильевича не случилося, Не случилося, не пригодилося: Он ушел ведь в лес да всю полесовать, За лисицами да за куницами, Он за разными за мелкими за птицами». Что третьи послы к Домне на двор пришли: «Добро пожаловать, Домна Фалелеевна, Еще к нашей к Настасье всю к Васильевне Хлеба-соли есть да сладку меду пить!» (Приглашение повторяется с нарастанием, это усиливает напряжение, создает ощущение беды, грозящей Домне. По логике ее поведения она не должна идти в дом Митрия, если хулит его и не хочет выходить за него замуж). Не спущает ей Софьюшка Никулична: «Не ходи уж ты, Домна Фалелеевна, На почестен пир да на девичий стол. Я ночесь мало спала, да во сне видела: Со белой груди скатился чуденной крест, На правой руке распаялся все злачен перстень». (Мотив вещего сна матери, которая чувствует беду, грозящую дочери и не хочет пускать ее в дом оскорбленного жениха). Не послушалась Домна Фалелеевна. Умывалась Домнушка белешенько, Одевалась Домна наряднешенько, Приходила к Настасьюшке Васильевне На почестен пир да на девичий стол. (Непокорность Домны матери ясна: она не слушает ее и принимает приглашение. Непонятно другое – почему она идет в дом Митрия, наряжаясь и прихорашиваясь, если не любит его и не хочет выходить за него замуж). Вдруг зашла она в палаты белокаменны, Открывала дубовы да двери на-пяту, Она крест кладет да по-писаному И поклон ведет да по-ученому, Поклонилася на все четыре стороны. А сидит тут Митрий во большом углу, Князь Васильевич да во честном месте: «Добро жаловать, Домна Фалелеевна, Ко сутулому да ко горбатому, Все к ногам кривым, к моим глазам косым, Ко кудрям мои да все к онежскиим, К поговорюшке да самоедския Хлеба-соли исть да сладка меду пить! Ты садись, проходи за дубовый стол». (Речь Митрия, повторяющего хулу Домны, говорит о его гневе и желании унизить ее: проходи, садись за стол жениха, которого ты оскорбила. По логике развития сюжетного действия Митрий должен наказать дерзкую девушку. Есть варианты, где жених бесчестит или даже убивает непокорную невесту.) «Стихи — это боль, и защита от боли...» Заключение. «Заговор Фиеско в Генуе» |
Балладные песни
Страница 3
Информация о литературе » Русское устное народное поэтическое творчество » Балладные песни