Традиционные необрядовые лирические песни
Страница 3

5. НЕ КУКУШЕЧКА ВО СЫРОМ БОРУ КУКОВАЛА

Не кукушечка во сыром бору куковала,

Не соловушко в зеленом саду громко свищет,

Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет,

Обливается добрый молодец горючими слезами:

«Как берут меня, доброго молодца, во неволю,

Уж как вяжут мне, доброму молодцу, белы руки,

Что куют, куют добру молодцу скоры ноги,

Что везут, везут добра молодца, везут в город,

Отдают меня, добра молодца, в царску службу,

Что во ту ль, во ту службу царскую, во солдаты.

Уж никто по мне, добром молодце, не потужит:

Только тужит лишь одна матушка, мать родная,

Молода жена добра молодца проклинает,

Красны девушки про молодчика вспоминают,

Род и племя все меня, молодца, провожают:

«Послужи-ка ты, добрый молодец, верой, правдой,

Положи за нас буйную ты головку».

Традиционная лирическая рекрутская песня хорошо передает чувства и мысли молодого рекрута, не по своей воле идущего «во солдаты». Символические образы: кукушка – горюющая мать, провожающая сына, соловей – молодец. В рекрутских песнях всегда горюет не жена, а мать, это устойчиво.

6. УЖ ТЫ, ПОЛЕ МОЕ, ПОЛЕ ЧИСТОЕ

Уж ты, поле мое, поле чистое,

Ты раздолье мое, ты широкое!

Ничего ты, поле, не спородило,

Спородило, поле, част ракитов куст.

Как во этом кусту тело белое,

Тело белое, молодецкое.

В голове у него – сабля вострая,

В ретивом у него – пуля быстрая,

Во ногах у него – конь вороный его.

«Уж ты конь, ты мой конь, ты товарищ мой!

Ты беги, беги по дорожке вдоль,

По дорожке вдоль к отцу, к матери,

К отцу, к матери, к молодой жене.

Ты жене скажи, что женился я,

Что женила меня пуля быстрая,

Обвенчала меня сабля вострая».

Лирическая казачья песня о гибели казака в бою. Традиционный образ верного товарища – вороного коня, которому смертельно раненый воин дает последний наказ – бежать на родную сторону и сообщить родным о его гибели. В песне используются широко распространенные метафоры: смерть – женитьба, пуля – невеста, сабля – сваха.

7. СОЛДАТУШКИ, БРАВЫ РЕБЯТУШКИ

- Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши сестры?

- Наши сестры – штыки, сабли остры,

Вот где наши сестры!

- Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши деды?

- Наши деды – славные победы,

Вот где наши деды!

- Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши матки?

- Наши матки – белые палатки,

Вот где наши матки!

- Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши жены?

-Наши жены – пушки заряжены,

Вот где наши жены!

Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши детки?

- Наши детки – пули наши метки,

Вот где наши детки!

- Солдатушки, бравы ребятушки,

А где ж ваша хата?

- Наша хата – лагерь супостата,

Вот где наша хата!

Солдатская строевая песня. Первые две строки, содержащие вопрос, обычно пел запевала, самый звонкоголосый солдат, а затем вторую часть строфы – ответ подхватывали остальные. Песня исполнялась во время длинного перехода в строю, ритм ее помогал держать строй, чеканить шаг и вызывал чувство бодрости.

8. НЕ ШУМИ, МАТИ ЗЕЛЕНАЯ ДУБРАВУШКА

Не шуми, мати зеленая дубравушка,

Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати,

Что заутра мне, доброму молодцу, в допрос идти,

Перед грозного судью – самого царя.

Еще станет государь-царь меня спрашивать:

«Ты скажи, скажи, детинушка, крестьянский сын,

Уж как с кем ты воровал, с кем разбой держал,

Еще много ли с тобой было товарищей?»

«Я скажу тебе, надежа православный царь,

Всею правду скажу тебе, всю истину,

Что товарищей у меня было четверо:

Еще первый мой товарищ – темная ночь,

А второй мой товарищ – булатный нож,

Страницы: 1 2 3 4 5


Вывод
В этом реферате, рассмотрев положение культуры в ренессансной Италии, мы видим в итальянской литературе XVII столетия сложное переплетение различных стилевых направлений, их борьбу и взаимовлияния. Кьябрера и «пастушеские» поэты конца века борются против Марино и маринизма за «опрощение» литературы, однако и они культивируют своеобразны ...

«Апостол» Ивана Фёдорова
Подобно «Библии» Франциска Скорины, «Апостол» Ивана Федорова и Петра Мстиславца замечательнейший памятник печатной книги. «Апостол» 1564 года - это первая книга, вышедшая в Москве с полными выходными сведениями, благодаря которым известна точная дата, связанная с историей книгопечатания в России. По оформлению «Апостол» представляет соб ...

Роль дороги в произведениях русской классики. Символическая функция мотива дороги
Дорога - это древний образ-символ, спектральное звучание которого очень широко и разнообразно. Чаще всего образ дороги в произведении воспринимается в качестве жизненного пути героя, народа или целого государства. «Жизненный путь» в языке - пространственно-временная метафора, к использованию которой в своих произведениях прибегали многи ...