Герой рассказа «Сураз» - простой деревенский парень, шофер Спирька Расторгуев. Он – самоубийца. Трагическое в судьбе Спирьки – следствие его блудного, греховного происхождения. «Я – сураз < .> Мать меня в подоле принесла». В словаре В.Даля «сураз», с пометой «сиб.» - «небрачно рожденный», а также «бедовый случай, удар, огорчение». Выражение «сураз за суразом» - «сураз» - «несчастье». Кличка (заменитель имени) Спирьки – синоним несчастья и беды. Спирька – изгой, трагический персонаж. У него «все не как у добрых людей!». «Тридцать шесть лет – ни семьи, ни хозяйства настоящего». «Мать < .> стыдилась, что он никак не заведет семью < .> ждала, может, какая-нибудь самостоятельная вдова или разведенка прибьется к ихнему дому». Отверженность Спирьки подчеркивает и сравнение его с «черным человеком» (в сцене последнего прихода к учителям). «Он явился, как если бы рваный черный человек из-за дерева с топором вышагнул…». В поэтике С. Есенина, любимого поэта В.М.Шукшина, «черный человек» - дьявольский двойник героя, появляющийся накануне самоубийства поэта. «Жизнь Спирьки скособочилась рано». «Рос дерзким, не слушался старших, хулиганил, дрался…Мать вконец измучилась с ним». Спирька бросил школу, не миновать ему было и тюрьмы. «пять лет «пыхтел». Само его преступление нелепо. Но такое уж Спирьке, что говорится, «на роду написано». Поведение героя определяет мотив блуда: «Знает свое – матерщинничачть да к одиноким бабам по ночам шастать». «Он поразительно красив; в субботу сходит в баню, пропарится, стащит с себя недельную шоферскую грязь, наденет свежую рубаху – молодой бог! Глаза ясные, умные… Женственные губы ало цветут на смуглом лице. Сросшиеся брови, как два вороньих крыла, размахнулись в капризном изгибе. Черт его знает! Природа, кажется иногда шутит». Прижитый от «проезжего молодца» герой сам повторяет судьбу своего непутевого родителя. «Спирька был вылитый отец, даже характером сшибал, хоть в глаза не видал его». Спирька – герой с трагической судьбой, но он не «злой человек», он, наоборот, «неожиданно добрый». Не только блудное, злое, но и ангельское начало воплощено в Спирьке. Зло – в его судьбе, добро – в его душе. Герой не может найти в себе зла даже к «лютому врагу», учителю Сергею Юрьевичу, который избил его и которого он хотел застрелить. «Его вдруг поразило, и он даже отказался так понимать себя: не было настоящей, всепожирающей злобы на учителя < .> он понял, что не находит в себе зла к учителю. Если бы он догадался подумать и про всю свою жизнь, он тоже понял бы, что вообще никогда никому не желал зла». Именно доброта спасает его от рокового шага, не дает перешагнуть границу добра и зла. Дикая сцена готовящегося ночного убийства кончается тем, что Спирька «ясно вдруг понял: если он сейчас выстрелит, то выстрел этот потом ни замолить, ни залить вином нельзя будет». Он решил застрелиться сам. «В душе наступил покой, но какой-то мертвый покой, такой покой, когда заблудившийся человек до конца понимает, что он заблудился, и садится на пенек. Не кричит больше, не ищет тропинку, садится и сидит и все». Ствол, направленный в другого, Спирька развернул и направил в свою грудь. Только можно было разорвать цепь «зла-греха», которой была окована его судьба. Первое свое преступление Спирька совершает в бане. Баня – опасное, нечистое в народной мифологии место. Он не решается застрелиться на кладбище, где не место самоубийцам, нечистым, «заложным» покойникам. Спирька застрелился в красивом месте, в лесу, среди природы. В итоге совершенно очевидно, что жизнеописание Спирьки выстроено по той же сюжетной схеме, что и жизнеописание Святополка: - рождение от блуда; - злая судьба (и здесь трагизм заключается в том, что изменить ее не во власти героя); - злая смерть (самоубийство). Влияние Байрона на национальные культуры Золотой век русской литературы. Пушкинская дорога -
«карнавальное пространство» Песни весенних праздников |
В.М. Шукшин «Сураз» Жизнеописание Спирьки
Информация о литературе » Архетипический сюжет о Христе и Антихристе и его реализация в русской литературе » В.М. Шукшин «Сураз» Жизнеописание Спирьки