Герои выходят на первый уступ Предчистилища, где находятся души отлученных от церкви. Путешествуя по уступам и кругам Чистилища, Данте нередко слышит просьбы душ напомнить о себе по возвращении. т.к. молитвы еще живущих на земле добрых людей могут сократить испытания, отведенные на долю обитателей Чистилища. И коль моими тронут ты мольбами, То, может быть, захочешь передать Констанце все, что сказано меж нами. Должны живые мертвым помогать. Такова просьба Манфреда, сына Фридриха II. Второй уступ Чистилища – место, где ждут своего часа нерадивые души. Далее Данте попадает к вратам Чистилища, где вместе с Вергилием предстает перед ангелом. Ангел чертит семь «Р» на лбу у Данте (peccatum – грех) и после просьбы отпирает врата, предупредив, что оглянувшийся будет наказа. Ангел пропускает путников. Ну чем не миф об Орфее и Эвридике? В первом круге искупается гордыня: Род христиан, гордынею смущенный, Ты думаешь, что люди велики? О нет! С пути прямого совращенный, Ты позабыл, что все мы – червяки. Во втором круге искупают свой грех завистники. У них зашиты глаза. Гневливые третьего круга задыхаются в густом дыму. В четвертом круге обитают унылые. В пятом круге, где наказуется скупость и расточительство, Данте и Вергилий встречают Стадия, который, как полагал Данте, тайно принял христианство и потому обрел путь на Небо. Стадий - одно из alter ego автора, поэт, перешедший от языческой духовности к христианской. Затем путники минуют шестой круг, где около богатого плодами древа голодают грешники, повинные в чревоугодии (см. миф о Тантале). Последняя преграда на пути к Раю находится в седьмом круге, где очищаются сладострастники. Поэту предстоит пройти сквозь огненную стену, чтобы очиститься от сластолюбия и последней «Р» (предыдущие шесть исчезли на предшествующих кругах). Проведя Данте через все круги Ада и Чистилища, Вергилий выполнил свою роль проводника. Земной разум (то бишь Вергилий) уже не может руководить человеком в области, соприкасающейся с небесными мирами. Но понял вдруг, что рядом нет певца, Которого ко мне она послала. И кровь немедля схлынула с лица: Вблизи меня Вергилия не стало! Античность долгое время сопровождала и опекала христианство. Но далее ей нет больше места. Конец пути пройдет под знаком небесной мудрости (суть есть Беатриче). Опасность дышит в сумраке тревожном. Пройдя с поэтом сквозь угрюмый Ад, Сквозь все, что мне казалось невозможным, Вскарабкавшись на Гору, был я рад Со спутницей моей взойти в итоге В Рай, где огни бессмертные горят. Детская литература в XVIII в Основная часть «Заговор Фиеско в Генуе» |
Чистилище