Мистерия “Каин”
Страница 2

Сегодня такое поэтизированное описание динозавров кажется нам даже забавным, но вспомним, что в первой половине XIX века мир, стоявший на пороге великих открытий, был потрясен фактами, противоречившими библейской картине мира.

Байрон же использует эту теорию, вложив её в уста Люцифера, она помогает поэту создать фантастическую и величественную картину Царства смерти во втором акте пьесы. Мысль о существовании на Земле более развитых существ до появления человека глубоко волновала Байрона. Например в “Разрозненных мыслях” он пишет : “ Иногда я думаю, что Человек – потомок какого-то более высокого материального существа, уцелевший от иного мира, выродившийся вследствие лишений и борьбы, через Хаос пришедший к некоему со средой…

Эпиграф к мистерии также весьма интересен. Это- цитата из Библии:

“Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог”. Опираясь на эту фразу, поэт фактически отрицает признанное в христианстве положение о том, что Еву соблазнил дьявол. Он комментирует это и в предисловии: “Читатель, наверное, помнит, что в книге “Бытия” не сказано, что Еву соблазнил дьявол, а говориться о змие, да и то потому, что он “самая хитрая из полевых тварей”. То есть, ответственность за грехопадение перекладывается на самого человека. В первом акте пьесы эта мысль прозвучит из уст Люцифера, но не будем забегать вперед.

Итак, “Каин” – это мистерия в пяти актах, в ней восемь действующих лиц: Адам, Каин, Авель, Ангел Господень, Люцифер, Ева, Ада, Села. Все персонажи – библейские, основное действие происходит на земле, после изгнания первых людей из рая. Каноническая история Каина и Авеля весьма лаконична. Приведем её здесь, хотя бы ради сравнения с трактовкой Байрона.

“… Каин принес от плодов земли дар господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел господь на Авеля и на дар его; А на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его”. Суть христианского предания – смирение; главный грех Каина – гордыня, вина его неоспорима. Байрон же дает совершенно другое видение этого сюжета.

Характер Каина начинает раскрываться перед нами с первой сцены первого акта. Адам, Ева, Авель со своей женой Селлой и жена Каина Ада возносят хвалы Иегове на восходе солнца. Внимая их молитвам, герой испытывает “раздражение и презрение, пугающие его самого”, он не понимает, за что могут быть благодарны Иегове его близкие.

Адам

Но ты молчишь, сын Каин.

Каин

Это лучше.

<…>

Каин

Мне не о чем молиться

Адам

И не за что быть благодарным?

Каин

Нет.

(Акт I, Сцена 1)

Здесь, как в Манфреде, где герою противопоставлены фигуры Аббата и Охотника, контрастными по отношению к Каину являются фактически все персонажи, кроме Люцифера. И ”Манфред” и “Каин” – это философские драмы, в которых ставятся вечные вопросы, но мистерия Байрона более универсальна, так как его герои представляют собой фактически все человечество.

Каин тяготится своим существованием, он упрекает своих родителей в том, что они не вкусили от древа жизни, которое позволило бы им не тяготиться страхом смерти. В нем нет и доли того смирения, которое присуще Адаму, Еве и другим их детям. Более глубоко, чем другие второстепенные герои в мистерии раскрыт образ Ады – жены Каина. Она – воплощение кротости, бесконечной любви и преданности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Историзм писательского мышления в повествовательной структуре романов
Исторический роман, возникая на стыке научного и эстетического мышления, требует сочетания в авторском лице художественного дарования и пытливости ученого., погружается в архивную пыль, производит анализ и отбор документальных свидетельств, создает свою научно-эстетическую концепцию эпохи и героев, учитывая существующие в науке точки зр ...

Гончаров
Выдающийся русский романист Иван Александрович Гончаров (1812—1891) разделял с русскими просветителями вражду к крепостному праву и веру в то, что его уничтожение принесет благоденствие России. Однако по своим политическим воззрениям Гончаров склонялся к либерально-консервативной позиции. Романы Гончарова «Обыкновенная история» (1847 г ...

Особенности публицистики Ф.М. Достоевского и ее роль в общественно-политическом движении.
В своих периодических изданиях Достоевский высказывает свои политические и идеологические идеи. В журналах «Время» и «Эпоха» он развивает идею «почвенничества», имевшую большое влияние на русскую общественность. В «Дневнике писателя» по своим политическим взглядам Достоевский очень близок к славянофилам правого толка, порой даже сливае ...