Таким образом, здесь мы имеем дело с тем случаем, когда соединяются три, на первый взгляд, несоединимых фрейма с помощью слова «сам», которое, не являясь определением при существительном, чаще всего обозначает как индивида, так и вещь. Если речь идет об индивиде, то мы можем определить цвет его лица, кожи (если человек, к примеру, болен, он может иметь отклонения от нормы в цвете кожи, но они будут явно нести негативную коннотацию). Однако, алым назвать его вряд ли представляется уместным, скорее будет использовано прилагательное багровый. Следующим идет слово "сахарный", обозначающее вкус и несущее положительные характеристике не только как о чем съедобном, но и том, что будет вкусным. Соединение первой и второй характеристик создает образ некоторого продукта, который обладает определенным цветом и вкусом. Следующая характеристика "Кафтан зеленый бархатный" обозначает ту форму и оболочку, в которую заключен этот продукт. Во-первых, это нечто, что давно известно на Руси, поскольку слово "кафтан" обозначает русскую мужскую долгополую верхнюю одежду. Во вторых, анализ слова "бархатный" говорит о добротности и качестве одежды, и сознании индивида ассоциируется с мощью, силой, которая присутствует, к примеру, в сказочных сюжетах при описании положительного героя. В загадке Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице фрейм один: "Красна девица". В состав этого фрейма входит информация о внешних характеристиках девицы, которые предполагают, что она сама, и все ее части тела и волосы находятся в одном и том же месте. "Коса на улице" входит в противоречие с имеющимся фреймом. Темница создает образ чего-то тесного, темного, возможно, находящегося под землей. Слово "Красна", может употребляться как для обозначения "красивый", так и для обозначения цвета "красный". Возникает образ чего-то красного, находящегося под землей и имеющего на поверхности что-то, напоминающее пышный волос. Ясно, что "красна девица" – образ аллегорический, и вновь актуализируется фрейм "Вымысел". Его появление обеспечивается наличием некоторого качества при внешней невозможности его реализации. Организация фреймового пространства идет за счет нарушения представления знаний-ретушей. При этом заполнение терминалов идет не по заданному правилу, когда должны соблюдаться определенные нормы в соответствии с тем, может или не может содержаться подобная информация в структуре фрейма. Сюда же относятся такие загадки, как Ни окошек, ни дверей, Полна горница людей Близко с предыдущим подходят те загадки, где для указанного предмета несвойственно состояние или действие, представленное в загадке. Однако некоторые существенные черты указанного предмета имеются в наличие и у описываемого предмета. К этому добавляется дополнительная черта, отсутствующая у оригинала: В огороде у дорожки Стоит солнышко на ножке Общеизвестно, что у солнышка нет ножек, и оно не способно к статичному положению по отношению к земле, его местоположение – не в огороде. Были выявлены загадки, в которых налицо определенные качества указанного предмета (цвет, форма и т.д.), но отклонения от нормы имеются в его состоянии, на чем и создается знание-ретушь. Золотое яблочко по небу катается, с утра улыбается, а улыбка-лучи очень горячи. Установлению вершины фрейма способствует построение аналогии по цвету, форме, определенному движению, которое может выполнять яблоко (кататься). Но тут же имеется и отличие, которое состоит в регистрации некоторого действия, на которое яблоко не способно (улыбаться). В загадке Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка несвойственным для фрейма является положение и действие, приписываемое объекту. Белая вата поплыла куда-то построена на аналогии по цвету, форме, структуре. Однако, способ передвижения несвойственен описываемому предмету. В загадке Разноцветное коромысло над землей повисло имеется аналогия по форме, положению. Отличие от оригинала – место расположения, нахождения. В загадке описываемый объект (явление) может осуществлять некоторое действие, но не обладают теми возможностями или наличием тех качеств, которые нужны для привычного выполнения этого действия, например, Без рук, без ног, а ворота отворяет Знания-ретуши поставляют информацию о том, что для того, чтобы открыть ворота необходимо к ним подойти, т.е. иметь для выполнения этого действия ноги, и руками отодвинуть створки ворот. Итак, в речевом жанре загадка нарушения в структуре исходных фреймов практически неизбежны, т.к. идет формирование нового фрейма на базе уже имеющегося / имеющихся. В исследуемом материале нам удалось выявить загадки, в которых был представлен метафрейм, построение которого произошло за счет отклонений от структуры исходных субфреймов. Количество этих отклонений варьируется следующим образом: одно нарушение (60%), два нарушения (20%), три нарушения (12%) по сравнению со структурой / структурами исходного фрейма / фреймов. Более трех нарушений выявлено не было. Каждое из них имело непосредственную связь как с терминалами исходного фрейма, так и с терминалами метафрейма. Кроме того, зарегистрированы загадки, в которых имеется несколько нарушений, но только первое из них связано непосредственно со структурой исходного фрейма. Остальные встраиваются в уже измененный фрейм и продолжают формирование, которое впоследствии приводит к появлению нового фрейма (6%). Виктор Владимирович Хлебников Рекрутское причитание И.С. Тургенев «Несчастная» Жизнеописание Сусанны |
Особенности речевого жанра "Загадка"
Страница 2
Информация о литературе » Особенности когнитивной организации текстов в речевых жанрах » Особенности речевого жанра "Загадка"