Летописание и исторические повести.
Страница 2
Информация о литературе » Значение древнерусской литературы » Летописание и исторические повести.

“Повесть временных лет”, написанная в расцвет Киевской Руси, стала основным трудом по истории.

Древнерусские писатели и летописцы поднимали в своих сочинениях важнейшие политические проблемы, а не только рассказывали о событиях, прославляли героизм. Центральной проблемой было стремление объединить все русские княжества в совместной борьбе против иноземного вторжения.

Умирая Ярослав Мудрый завещал своим сыновьям хранить единство Русской земли. В “Повести временных лет” от имени Владимира Мономаха летописец обращается к другим князьям с просьбой прекратить междоусобицы, “то ещё большее зло встанет среди нас, и начнёт брат брата убивать, и погибнет” земля Русская, и враги наши половцы, придя, захватят землю русскую. [10. 10.]

Той же теме – обличению княжеского несогласия посвящено и “Слова о полку Игореве”, написанное в 1185 году в Киеве. Суть поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольского полчица. Именно разобщённость русских князей сыграла роковую роль в годы нашествия монголо-татар. [8. 324].

“Слово”– это памятник литературы. Поэма не только взволнованный призыв к единению Русской земли, не только рассказ о мужестве русского народа , не только плачь о погибших, это ещё размышления о месте Руси в мировой истории, и связи Руси с другими народами.

“Слово” написано в связи с разгромом войск северского князя Игоря половецким ханом Кончаком в 1185 году.

Игорь, Всеволод, Святослав – все они доблестные воины, но личная смелость в бою не показатель патриотизма. Своим необдуманным походом Игорь нанёс большой вред своему делу и соседним княжествам. Автор “Слова” любуется и осуждает своего героя, он мирится с раздробленностью Руси, так как время для создания централизованного государства ещё не наступило. [10.12] Автор “Слова” мечтает о том времени, когда за землю Русскую совместно выступят все русские князья, и защитят землю Русскую, он смело требует от князей согласованных действий против врагов Руси. Автор говорит как равный со всеми, требует, а не молит. Надо было быть очень смелым человеком, чтобы выступать так. В требовательном обращении автора к русским князьям есть что-то предвещающее властное обращения к царям Пушкина, Радищева, Лермонтова, Рылеева и других русских писателей нового времени. Русские писатели осознавали себя независимыми, ответственными только перед народом.

Главным героем произведения является Русская земля, автор поднимает её до необычайного мастерства. Образ родины создан с чувством страстной любви к ней.

Но как бы ни заслуживал осуждения поход Игоря, сам герой остаётся воплощением княжеских доблестей. Игорь мужествен, но он пренебрегает предзнаменованием-затмнением солнца. Действие “Слова” разворачивается от Новгорода Великого до Карпат. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем жизненнее становится ее образ, где оживают реки, наделяются разумом птицы и звери. Ощущение пространства и простора, постоянно присутствует. Автор “Слова” находился под сильным влиянием устной поэтической культуры и народного языческого миросозерцания. Фольклорные элементы слиты с литературными. Это особенно чётко видно в “словах” и “плачах” (плач Ярославны, плач матери Ростислава, плач русских жён).

Созданное произведение “не затерялось, - по выражению Орлова, - на границе дикого поля”. [9.126.] Во все эпохи “Слово” было живым явлением русской литературы.

Мы не знаем, кто написал “Слова” но безымянный автор был человеком с широким историческим кругозором, хорошо разбирался в сложных ситуациях своего времени, патриот, знаток древнерусской книжности, талантливый писатель, хорошо знающий устное народное творчество. Это произведение составляет славу литературы.

Сила любви к родине, к Русской земле, покоряет нас читателей “Слова”. Наполняет горем наше сердце при описании поражения русского войска и гордостью за свою родину при описании силы и смелости воинов. Вот почему значение “Слова” так возросло в наше время, вот почему оно находит отклик в сердцах всех людей.

После всего сказанного попытаюсь сделать некоторые выводы развития русской литературы XI- XIII века.

Благодаря переписке и переводов Русь узнала многие жанры, библейские и богослужебные книги. На Руси стали известны памятники византийской хронографии, естественнонаучной литературы. В первые века русская литература не только училась, но и творила новые культурные и исторические ценности. В XI – XII веке на Руси появляются свои образцы торжественных слов и церковных поучений, свои жития, хроники и летописи. “Повести временных лет” самобытна и по форме, и по характеру, и по стилю. К началу XIII века древнерусская литература стала зрелой, в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения. В активе русской литературы были такие известные сейчас как “Поучение” Владимира Мономаха, и “Слова о полку Игореве”, “Повести временных лет”.

Страницы: 1 2 


Деловой язык домонгольского периода.
Рядом с обрусевшим церковнославянским языком в русских сочинениях домонгольской эпохи мы находим чисто русский язык. Если первый употреблялся в житиях, поучениях, летописях, вообще в литературных произведениях в собственном смысле этого слова, то второй видим в деловой письменности - в документах юридического и иного характера, в офици ...

Бытовые и беллетристические повести конца 17 в. Новый герой в повестях
БЫТОВАЯ ПОВЕСТЬ, как новый самостоятельный жанр древнерусской литературы бытовая повесть появляется во 2-й пол. XVII в. Его предметом становится индивидуальная судьба человека, выбор им своего жизненного пути, осознание своего личного места в жизни. Герои повестей – вымышленные герои и обстоятельства, в которых они бывают вымышлены. Уже ...

Молодое поколение. Комсомольские поэты
М.Светлов: проблема характера лирического героя. Комсомольские поэты. Характер лирического героя. Бесконфликтная версия современности. Конфликт «матерей» и «сыновей» в произведениях 20-х у поэтов –комсомольцов: А.Безыменский («Партбилет»,1923г.), И.Уткин («Песня о матери», 1924; «Поход», 1925; «Мальчишку шлёпнули в Иркутске»; «Атака»,1 ...