Уже более ста пятидесяти лет духовную жизнь русского народа нельзя представить без А.С.Пушкина. Хотя имя Александра Сергеевича Пушкина становится известным всем современным детям еще в дошкольном возрасте, но в какой мере доступен он им? Даже «Сказка о рыбаке и рыбке», которую мы привыкли считать самым детским произведением из всего творчества поэта, не так-то проста. Поэтому правомерно ли ставить проблему «Пушкин как поэт для детей» или «Пушкин и детская литература», поскольку он ничего не создавал специально для маленьких читателей [80, С.117]. Хотя Пушкин не писал для детей, но история русской детской литературы немыслима без его произведений, а русское общество — без их воспитательного воздействия. Среди своих читателей Пушкин подразумевал и детей и никогда не возражал, если его стихотворения публиковались на страницах детских журналов, сборников или альманахов. Широко известны сказки Пушкина: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне, и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке». Над «Сказкой о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке». Интерес к народному творчеству у Пушкина возник с раннего детства. На всю жизнь запали в его душу сказки, услышанные еще в колыбели. В 20-е годы, живя в Михайловском, собирал и изучал фольклор. Произведением, тесно связанным со сказочным жанром, явилась поэма «Руслан и Людмила». Основой сюжета «Сказки о царе Салтане» также послужила русская народная сказка, записанная со слов Арины Родионовны. Сюжет этот был значительно переработан. А.С.Пушкин оставил лишь главные звенья, наделил сказку более привлекательными героями и близкими к жизни деталями. В результате получилось новое произведение, полное сказочной прелести и чудес, с великолепными героями, способными преодолевать препятствия. Народные сказки, вошедшие в обиход детей, веками оттачивались, наилучшим образом приспосабливались для детского восприятия. В них наиболее полно отразилось своеобразие детской литературы. Сказки Пушкина близки детям, воздействуют на их нравственность и эстетические чувства, вызывают восхищение, настраивают душу на гармонический лад, создают настроение удовлетворенности и душевного блаженства, побуждают мечтать и фантазировать, не отрываясь от реальной жизни. Они помогают решать задачи эстетического и нравственного воспитания детей [52]. Очарованных сказками малышей в подростковом возрасте ожидает встреча с лирикой великого поэта, изобилующей чувствами и мыслями. Не только в лирике, но и во всем творчестве Пушкина почти нет произведений, чтение которых было бы преждевременным в подростковом и юношеском возрасте. Почти вся лирика его — мудрая беседа с юношеством. Лирика Пушкина созвучна нравственным и эстетическим потребностям молодого поколения. По своей идейной значимости на первое место для подростков следует выделить свободолюбивую лирику («К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»). К политической и вольнолюбивой лирике тесно примыкают стихотворения о России, ее славе и доблести, направленные против ее врагов; о Петре I, русских полководцах, величайших сражениях и победах. Он прославлял любимого героя русской истории Петра I, привлекавшего правдой сердца, укрощавшего дикие нравы наукой, просвещением («Стансы»), видел в нем вечного работника: то героя, то мореплавателя, то плотника. Стихи о России, ее славе, победах и великих героях наполнены бодрыми чувствами, ощущением силы, мажорны по строю, ритмике и звучанию, вселяют в юных читателей уверенность, воспитывают гордость за прошлое, наполняют их патриотическими чувствами. Дуэль и смерть… Нет бога, кроме красоты, и поэт - ее пророк Парадоксы «комического» у Во и традиция английского комического романа. |
Детская литература в XIX в
Страница 4
Информация о литературе » Детская литература России как канал воспроизводства духовных ценностей народа » Детская литература в XIX в