Любовь к женщине как "сокровенное" в лирике Сергея Есенина.
Страница 4
Информация о литературе » Любовная лирика в творчестве С. Есенина » Любовь к женщине как "сокровенное" в лирике Сергея Есенина.

Сыпь, гармоника . Скука .скука .

Гармонист пальцы льет волной.

Пей со мной, паршивая сука,

Пей со мной.

Излюбили тебя,измызгали-

Невтерпеж.

Что ж ты смотришь так синими брызгами?

Иль в морду хошь?

Как будто перед нами строки другого поэта. Дрогающий ритм, речитативный язык, вульгарная лексика, озлобленный цинизм - все это ничем не напоминает той нежности, поэтичности, временами даже сказочности, которые звучали в его прежних стихотворениях о любви. Здесь любовь попрана, низведена до плотских чувств, женщина обезображена, сам герой демобилизован, и его прерываемая буйством тоска лишь в самом конце сменяется ноткой жалостливого раскаяния. ("Дорогая, я плачу, прости .прости .").

Я не знал, что любовь-зараза,

Я не знал, что любовь-чума.

Подошла и прищуренным глазом

Хулигана свела с ума.

Так бы и потонуло все это в пьяном угаре, в диком музыке страстей и жестоких оскорблений, если бы не порывы у чистой душевности, не пронзительные нотки раскаяния, которые слышатся почти в каждом стихотворении из звеньев "кабацкого" цикла.

Пора расстаться с озорной

И непокорной отвагой.

Уж сердце напилось иной,

Кровь отрезвляющею брагой.

Один из выдающихся современников поэта, Дмитрий Фурманов, писал: "Москва кабацкая" веет ужасом, но пафос тут неподдельный и лиризм".

О каком пафосе и лиризме здесь идет речь?О трагическом пафосе переживаний, связанных с ощущением кривизны и порочности избранного пути, с погружением в омут, из которого вырваться не так-то легко. Это трагическое чувство в сочетании с природной задушевностью, с исповедальной откровенностью, с неоцененным богатством таящихся в сердце "снов золотых" и рождает ни с чем не сравнимый, чисто есенинский лиризм.

Ни одной возлюбленной он прежде так не поклонялся, ни одна другая не пробудила в его душе особенную творческую струю, которая выплеснулась вдруг неожиданным и для него самого целым поэтическим циклом под общим заглавием "Любовь хулигана", сложившийся у Есенина к концу 1923 года. Исходные мотивы этого цикла - сожаление о растраченных днях, отречение от кабацкого прошлого, чищение через любовь. Он клялся и обещал этой женщине то, что никогда никому не обещал:

Я навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонкой касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали .

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Поэт осуждает то, что было нелюбовью, а дурной страстью, похмельным бредом, безоглядной бессмысленной лихостью. Он призывает на помощь любовь возвышенную, чистую, которая рождает "слова самых нежных и коротких песен", которая в преданности и постоянстве.

Чувство не было мгновенным и спонтанным. Когда их знакомил при случайной встрече на Тверской в конце лета 1923-го, Есенин едва взглянул на Августу Леонидовну. Правда, и состояние духа его не соответствовало этому моменту. "Он шел быстро, бледный, сосредоточенный .Сказал:"Иду мыть голову. Вызывают в Кремль. Разглядел и оценил ее он чуть позже, встретив в своей бывшей квартире на Богословском переулке, где Мариенгоф проживал теперь с Никритиной. Как и Никритина, Миклашевская была актрисой Московского Камерного театра под руководством Таирова. Театр тогда уехал на длительные зарубежные гастроли, а они остались в Москве: Никритина потому, что Таиров не согласился взять еще визу и на Мариенгофа, а Миклашевская не пожелала расставаться надолго со своим маленьким сыном от первого (распавшегося) брака. Актрис объединило такое положение, сдружили поиски и репетиции новой театральной работы.

Как развивался этот роман: "В один из вечеров,- вспоминала много лет спустя Августа Леонидовна, - Есенин повез меня в мастерскую Коненкова. Обратно шли пешком. долго бродили по Москве. Он был счастлив, что вернулся домой, в Россию. Радовался всему, как ребенок. Трогал руками дома, деревья .уверял, что все, даже небо и луна, другие, чем у них. Рассказывал, как ему трудно было за границей. И вот, наконец, он все-таки удрал! Он - в Москве.

Целый месяц мы встречались ежедневно. Очень много бродили по Москве, ездили за город и там подолгу гуляли. Была ранняя золотая осень. Под ногами шуршали желтые листья .

Страницы: 1 2 3 4 5


Солнечный цветок
Латинское название этого растения - подсолнечник или подсолнух по-латыни означает солнце. (См. Приложение 8) В древнегреческой мифологии Гелиос - всемогущий бог солнца, каждое утро выезжающий с востока в колеснице, запряженной четвёркой огнедышащих коней. Культ солнца был широко распространён в древности у большинства народов, населяющи ...

Прием наделения поэтической, словесной формы иконической функиией
Текст у Бродского не просто описывает предметы, но иногда их изображает, подобно искусствам, построенным на иконических знаках, — таким, как живопись или кинематограф. Такая установка присуща многим поэтическим системам (например, барокко) и не является отличительным признаком именно поэтики Бродского81. Но у Бродского она выражена дово ...

Патриотическая лирика Лермонтова.
Стихи Лермонтова - это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску, непонимание. Одна отрада для него - Родина. Любовью к Родине наполнены многие поэтические строки Лермонтова. Он бесконечно любит свой народ, тонко чувствует красоту ...