Не вашей подлой хворостью, Не хрипотой, не грыжею — Болезнью благородною, Какая только водится У первых лиц в империи, Я болен, мужичье! …………………………………. За стулом у светлейшего У князя Шереметьева Я сорок лет стоял, С французским лучшим трюфелем Тарелки я лизал, Напитки иностранные Из рюмок допивал . (Кому на Русь жить хорошо) С таким же совершенством Некрасов воспроизводил канцелярскую, чиновничью речь: Частию по глупой честности, Частию по простоте Пропадаю в неизвестности, Пресмыкаюсь в нищете. . Все такие обстоятельства И в мундиришке изъян Привели его сиятельство К заключенью, что я пьян. (Филантроп) Такие слова, как «обстоятельства», «частию», «привели к заключению», заимствованные из казенных бумаг, стилистически окрашивают у Некрасова чиновничью речь, которую поэт начал воспроизводить езде в ранних стихах, относящихся к 1840—1845 годам. Характерна в поэзии Некрасова и речь всевозможных церковников — от попа до мелкого дьячка: .счастие не в пажитях, Не в соболях, не в золоте, Не в дорогих камнях. — А в чем же? «В благодушестве! Пределы есть владениям Господ, вельмож, царей земных, А мудрого владение — Весь вертоград Христов! » (Кому на Руси жить хорошо) Это типическая речь церковного служки, которая характеризуется не только такими словами, как «пажити», «вертоград», «благодушество», «земные цари» и т. д., но и своей интонацией, своим грамматическим строем. Совсем другая окраска придана Некрасовым речи биржевиков, спекулянтов, банковских и железнодорожных дельцов. Плод этой меры в графе дивиденда Акционеры найдут; На сорок три с половиной процента Разом понизился труд,— говорит один из персонажей его сатиры «Современники». Все это показывает, с какой замечательной точностью поэт воспроизводил в своем творчестве стилистические особенности речи, свойственные отдельным общественным группам, существовавшим в тогдашней России. В каждом данном случае Некрасов производил строгий отбор слов и словесных конструкций для характеристики того или иного лица, являющегося типичным представителем определенного социального строя, Здесь языковое богатство Некрасова кажется почти неисчерпаемым. Особенно пристально изучал он в течение всей своей жизни народную речь. Он знакомился с нею не только «по наслуху» — во время своих скитаний по русским деревням и селениям. Он пристально читал всевозможные книги, где были собраны произведения устного народного творчества; песни, причитания, загадки, поговорки, пословицы и т. д. Следы этого изучения встречаются в его поэзии нередко. Например, та часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо», которая носит заглавие «Крестьянка» в значительной мере основана на песнях даровитой сказительницы Ирины Федосовой, собранных в 1872 году известным ученым Е. В. Барсовым («Причитания Северного края»). При этом необходимо отметить, что всякий раз, когда Некрасову случалось встретить в фольклорном тексте какое-нибудь областное слово, не входящее в общенациональную речь, он почти всегда отвергал его и заменяв таким, которое было доступно для каждого русского» В центре своей поэзии Некрасов поставил крестьянина. Больше всего стихов написано им о деревне. Поэт был далек от огульного восхваления крестьян: он видел их темноту, их забитость, порожденную тысячелетней неволей, и не скрывал от себя, что в их среде есть великие грешники» — Глебы, Калистраты и Власы. Но именно потому, что Некрасов был органически связан с народными массами, он знал, как неисчерпаемы силы народа. Оттого-то таким оптимизмом проникнуты его вещие строки о том «широком пути», к которому «рано или поздно» пробьется талантливый русский народ: ни работою, Ни вечною заботою, Ни игом рабства долгого, Ни кабаком самим Еще народу русскому Пределы не поставлены. Пред ним широкий путь. О тех людях, что чуждаются народа и не видят его нравственных сил, он говорил как об отщепенцах и выродках : Разумной-то головушке Как не понять крестьянина? А свиньи ходит по земи — Не видят неба век! Даже рабство, по убеждению Некрасова, не могло сокрушить нравственную силу крестьян: В рабстве спасенное Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное! Так как весь крепостнический строй держался чудовищным лицемерием и ханжеством тогдашних хозяев жизни. Некрасов считал своим долгом разоблачать их «всероссийскую ложь», срывать с них всякие благовидные маски, обнажая «под приглаженной и напомаженной внешностью образованности крепостника-помещика его хищные интересы». Этому «срыванию масок» посвящены такие стихотворения Некрасова, как «Современная ода», «Секрет» и др. “Дон Жуан” Второй урожай готического романа Духовные стихи |
Некрасов Н.А. - народный поэт
Страница 11
Информация о литературе » Некрасов Н.А. - народный поэт