В проникновенных поэтических раздумьях и переживаниях современника 60-х годов раскрываются сложные, драматические пути истории, звучит суровая память Великой отечественной войны. Тема памяти и долга перед погибшими в борьбе с фашизмом широко раскрыта в стихах А. Твардовского: «Я знаю, никакой моей вины…», «Лежат они, глухие и немые…». И над всем встаёт жизнеутверждающая нота победы человечности, торжества людской воли и разума, совести и правды. Поэтому и чувства его воплощаются в простом и серьёзном, идущем от сердца, ёмком и афористическом слове. Важнейшим предметом философо-поэтического размышления и исследования для многих авторов стала тема природы. Ею проникнута поздняя лирика А. Ахматовой и С. Маршака, Б. Пастернака и многих других поэтов. В творчестве Николая Заболоцкого проблема взаимодействия человека и природы – одна из важнейших. Природа влечёт его не как предмет любования, пейзажный фон, а как сложный противоречивый объект поэтического исследования. Признание её тайн становится философской темой и сферой драматизма его произведения. В высокой степени владея искусством поэтического анализа и синтеза, он умел тонко передать одухотворённость природы, показать гармонию человека с ней: И чем ясней становятся детали Предметов, расположенных вокруг, Тем необъятней делаются дали Речных лугов, затонов и излук. Единство человека и мира – живого, звучащего, яркого, ощутимо целостного в своём движении – раскрывается в позднем лирическом творчестве Бориса Пастернака. В его стихах отчётливо проявляется пластически-живописное и музыкальное начало, в них развиваются философские мотивы лирики, восходящие к традициям русской поэтической классики. Вечные темы предстают у поэта в их одухотворённой новизне и неповторимости. Природа, любовь, искусство, человек нерасторжимо сплавлены в ткани стиха – «Живое чудо» бескрайнего мира и «сердца тайно светящийся пласт» составляют одно целое. Выразительный пример чувства родной земли, переданный через ёмкую образную деталь, возведённую поэтом в степень большого обобщения, содержится в стихотворении А. Твардовского «Берёза». Твардовский сумел по-новому увидеть и воплотить в своих поэтических раздумьях этот традиционный для русского пейзажа и народной поэзии образ: На выезде с кремлёвского двора, За выступом надвратной башни Спасской, Сорочьей чёрно-белою раскраской Рябеет – вдруг – прогиб её ствола. Эта неказистая берёза, ненароком выросшая в столице, вызывает какую-то щемящую грусть и глубокие раздумья. В смене времён года ей доводилось «вновь зеленеть, и вновь терять свой лист, и красоваться в серебре морозном», слушать не только мирный шум столицы, но и тревожный грохот в небе фронтовой Москвы «и в кольцах лет вести немой отсчёт всему, что пронесётся, протечёт…». И вот обобщение: поэт, сделавший эту берёзу недвижной и безмолвной свидетельницей людских торжеств и бедствий, обращает свой взгляд в душу каждого человека: Нет, не бесследны в мире наши дни, Таящие надежду иль угрозу. Случится быть в Кремле – поди взгляни На эту неприметную берёзу. Какая есть – тебе предстанет вся, Запас диковин мало твой пополнит, Но что-то вновь тебе напомнит, Чего вовеки забывать нельзя. В этих стихах судьба человеческая непосредственно смыкается с исторической жизнью родины и природы, памятью отчей земли: в них по-своему отражаются и преломляются проблемы и конфликты эпохи. В стихах А. Прокофьева о России запечатлена история родного края и его природа, душевные богатства людей и красочность русской речи. Со страниц его книг древняя и вечно юная Родина-Русь встаёт «в сверканье новых дней», в напряжённом движении к будущему. Природа никогда не оставляла поэтов равнодушными. Пристальное внимание к жизни природы, неиссякаемая любовь к ней были присущи А. Прокофьеву. Как и у других поэтов, Н. Асеева, В. Лугового, у него мы также найдём «Четыре времени года». Александр Твардовский зорко и трепетно замечал явления природы: «как после мартовских метелей, свежи, прозрачны и легки, в апреле – вдруг порозовели по-вербному березняки». Поэт слышит «невнятный говор или гомон в вершинах сосен вековых», жаворонок, возвестивший весну, напоминает ему далёкую пору детства. Александр Яшин, в стихах о Родине, размышляет о том, что мало ещё воспевать «берёзки, речки, ширь её полей». Родина – это прежде всего люди, ближние и дальние, порою остро нуждающиеся «в тепле, в участии, в братском добром слове». В этом он видит первостепенную задачу поэзии. Поэтическая техника С. Есенина. Классификация второго типа «Учитель жизни» |
Художественные изыскания советской поэзии 50-х - 80-х годов
Страница 4
Информация о литературе » Художественные изыскания советской поэзии 50-х - 80-х годов