Европейские монархи, нашедшие в буржуазии поборницу сильной централизованной королевской власти, в XVI столетии покровительствовали развитию наук и искусств, ласкали художников, снисходительно прощали им дерзостные нападки на церковь. Даже Рим, цитадель католицизма, попал под общее влияние времени не ведая, какие опасности несет ему новая идеология, слепо веря в свои несокрушимые силы. Лев X окружал себя учеными, художниками, скульпторами и позволял себе шутки по поводу "мифа о Христе". Выступление буржуазии против феодализма приняло в некоторых странах форму борьбы за церковные реформы. Англия, Нидерланды, Скандинавские страны, Женева, часть германских княжеств откололись от католического Рима. В Германии забушевала Великая крестьянская война. Во Франции разгорелись кровавые междоусобные религиозные распри. Движение за церковные реформы, развернувшееся в Западной Европе в эпоху Ренессанса, получило в исторической науке наименование реформации или протестантизма. Во главе его стояли Мартин Лютер и Жан Кальвин. Религиозная борьба, всколыхнувшая огромные народные массы, в сущности, была одной из форм социальной борьбы и предвещала буржуазные революции. Революционный шторм грозил смести уже в XVI столетии все здание феодального общества, сокрушить веками сложившуюся экономическую и социально-правовую его систему. И тогда европейские монархи, римский папа поняли, с каким огнем они играли. Началась феодально-католическая реакция, или, как иногда ее называют, контрреформация. В 1542 г. по инициативе кардинала Карафы, ставшего впоследствии папой (Павел IV), в Риме было создано верховное судилище инквизиции1. В 1559 г. основана так называемая "конгрегация", призванная осуществлять контроль над умами и ведать списком запрещенных книг - "Индексом". В этот "Индекс" заносились названия печатных сочинений, противоречащих духу и букве католического христианства. Мы находим здесь имена прославленных авторов, которыми гордится человечество, - Эразма Роттердамского, Монтеня, Дидро, Вольтера, Гюго. В "Индекс" попала даже карта Луны, составленная в XVII столетии английским астрономом Джоном Уилкинсом, вместе с его трактатом "Открытие нового мира". "Индекс" сохранял свою силу вплоть до XX века, и только на вселенском соборе, проходившем в 1962-1965 гг. в "век атеизма", как с горечью констатировал один из епископов, "Индекс" был наконец отменен. Ватикан признал, что времена переменились, и объявил "аджорнаменто" (обновление). Вселенский собор на своих.168 заседаниях принял 139 важных решений, смысл которых, в сущности, сводился к стремлению, как-то приспособить христианство к веку космоса и атома. Однако тогда, в XVI веке, церковь была еще сильна и, напуганная реформацией, пошла на крайние репрессивные меры и еще большее усиление централизованной духовной власти (папы римского). Вселенский собор в городе Триденте (1545 - 1563) признал непогрешимость папы, вручив ему тем самым неограниченные полномочия. В 1540 г. папа Павел III официально признал новый духовный орден иезуитов1, незадолго до того организованный испанским монахом Игнатием Лойолой для борьбы с протестантизмом (реформацией). Орден иезуитов - самое чудовищное, что могла породить католическая церковь. Строжайшая дисциплина, четкая иерархия в отношениях между его членами, беспрекословное выполнение всех приказов "черного папы", генерала ордена, который подчас бывал могущественнее самого римского папы, полнейший аморализм в средствах достижения цели (шпионаж, подкуп, убийства) превратили орден в страшнейший орган репрессий и террора - своеобразную католическую мафию, перед которой трепетали не только простые смертные, но и короли и папы. Орден сосредоточил в своих руках огромные богатства. Он существует, и по сей день, насчитывая в своем составе не один десяток тысяч членов, осуществляя и ныне тайные акции международной, самой экстремистской реакции. Иезуиты сыграли огромную роль в истории западноевропейских государств XVII и XVIII столетий. Они взяли под свой контроль систему воспитания молодежи, организовали в ряде стран иезуитские школы (в иезуитском коллеже учился даже самый яростный противник духовенства - Вольтер). Предисловие Сказки. Сказки О Животных Мотив мира — театра |
Становление западноевропейской литературы
Страница 2
Информация о литературе » Ренессанс в литературе XVII-XVIII вв. » Становление западноевропейской литературы