Художественные изыскания советской поэзии 50-х - 80-х годов
Страница 3
Информация о литературе » Художественные изыскания советской поэзии 50-х - 80-х годов

С начала 60-х годов бурно развивается научно-техническая революция, вторгающаяся во все сферы жизни и порождающая немало новых проблем. Возникают споры о научной революции и литературе.

Прошедшие на рубеже 50 – 60 годов дискуссии о «физиках» и «лириках» убедительно показали, что нет оснований противопоставлять науку и поэзию. Вопрос о месте и назначении литературы, искусства, об их роли в формировании духовного мирра человека стал яснее в ходе этого обсуждения. «… С каждым днём мы всё больше и больше убеждаемся в том, что почти фантастическое развитие техники вызывает не ослабление, а как раз наоборот – повышение интереса к искусству, в том числе и к поэзии» – писал Н. Рыленков в статье «Живые цветы поэзии».

Изображение творческого труда рабочего класса занимает видное место в произведениях прежде всего тех авторов, чей жизненный опыт приобретался в рабочей среде. Кто с юности, как Я, Смеляков, Б. Ручьев, Вас. Фёдоров и Л. Татьяничева, прошёл школу трудовой закалки. Так одно из поздних стихотворений Бориса Ручьёва «Вечный памятник», звучит как проникновенное обращение к самой Индустрии – вечному городу юности поэта. Стихи эти всем своим духом и страстью утверждают кровное родство человека и его дела, нераздельность в нём «душевного права» и «железного долга». В авторском монологе-обращении раскрывается мысль о бессмертии простого труженика-мастера в его творении, в созидаемом им мире:

Мы оба историей стали,

Хотя и не равен наш век:

Ты – мир из бетона и стали,

Я – мастер твой, но человек.

В стихах о труде рабочего класса поэты подчёркивали нравственно-эстетический смысл темы, высетляли красоту творческого деяния, высокого мастерства.

Представление Твардовского о человеке, его концепция героического опирается на опыт истории, осмысленный в свете событий 60-х годов. Мерой человеческой отваги, критерием героизма становится у поэта совершённый подвиг «во имя наших и грядущих дней». Это отражено в его стихах о подвиге «разведчика мироздания», «Космонавту», «Памяти Гагарина».

Важную роль в осмыслении главных проблем и путей развития поэзии в 60-х годах сыграли дискуссии о гражданственности художественной литературы. Отвергая узкие и упрощённые толкования гражданственности, якобы связанной только с определёнными темами и жанрами (например, с лирической публицистикой) поэты и критики отмечали, что она означает «определённость классовых позиций, общественную активность, возвышение человеческой личности в самых различных сферах духовной и нравственной жизни» – подчёркивал А. Михайлов.

В 1969 году в разговор о гражданственности, опираясь на традиции русской и советской поэзии включились многие поэты. Так Я. Смеляков писал по этому поводу: «Гражданственность является для нас главной мерой поэзии… Время требует всё новых и новых стихотворений, песен, поэм социального характера, народного масштаба… Пусть пишутся и широко печатаются стихи о любви (только без малейшего привкуса пошлости!), пусть здравствует и процветает одухотворённая мыслью пейзажная лирика. Хотелось бы только, чтобы и в этих стихах бился пульс нашего времени и проглядывались его приметы, его особенности».

В поэзии 60-х годов отмечаются широта и богатство тем и мотивов, глубина и разнообразие тематики, в лучших стихах и поэмах тех лет глубоко и самобытно преломляется актуальное и вечное, находят своеобразное воплощение космические подвиги и земные деяния человека, его труд и творчество. По-новому звучат темы природы и любви, жизни и смерти, войны и мира. Поэтические произведения отражают и несут в себе тревоги, печали и радости человека того времени, всего стремительного и сложного бытия.

Раздумья над ходом жизни, опирающиеся у каждого автора на своеобразную философско-поэтическую концепцию, неповторимо индивидуально раскрывается:

В поздних стихах Н. Асеева – «Лад», А. Твардовского – «Из лирики этих лет», Я Смелякова – «День России».

В «Избранной лирике» С. Маршака.

В книгах А. Ахматовой – «Бег времени», Н. Тихонова – «Времена и дороги», М. Дудина – «Время», С. Орлова – «Дни».

В поэзии 50-х – 80х годов нашёл многообразное художественное воплощение патриотический и интернациональный пафос. Тема Родины, её истории проникновенно раскрывается в стихах поэтов того времени. Образ Родины, разметнувшейся «меж двумя океанами», её историческое прошлое, выступали в диалектической связи, в непростом, внутренне противоречивом движении к будущему.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Вопрос авторства шекспировских произведений
Существует мнение, что произведения, традиционно приписываемые уроженцу Стратфорда-на-Эйвоне, пайщику лондонской актёрской труппы Уильяму Шаксперу, написал не он. В частности, в качестве кандидатов на авторство пьес Шекспира называют Фрэнсиса Бэкона, Кристофера Марло, графа Рэтленда, королеву Елизавету и других. Документы свидетельству ...

Типография невеж
После отъезда Ивана Федорова из Москвы в оставшейся после него типографии печатники Никифор Тарасиев и Невежа Тимофеев напечатали (20 декабря 1568 года) только одну книгу — «Псалтирь». По высокому качеству полиграфического исполнения «Псалтири» видно, что печатники этой книги, безусловно, были учениками Ивана Фёдорова. Несмотря на испол ...

Потешный фольклор. Словесные игры
66. КУРИЛКА Играющие садятся рядом довольно близко друг от друга, и кто-нибудь из них зажигает тонкую лучину, и когда она хорошенько разгорится, то ее тушат и, пока огонь еще тлеет, передают из рук в руки до тех пор, пока не погаснет; тот, в чьих руках она потухнет, должен исполнить какое-либо приказание. Передавая лучину, все поют хор ...