Повесть состоит из 4 частей: 1) появление Батыя на границах Ряз. земли , посольство Рязанцев к Батыю во главе с кн. Федором, гибель Федора (за отказ привести Батыю свою жену) и его жены Евпраксии (спрыгнула с высокого терема с сыном Иванов и разбилась) – ее подвиг верности, мужества, силы супружеской любви русской женщины. Первая часть заканчивается горестным плачем Юрия Ингоревича и всех рязанцев. 2) героическая защита Рязани Юрием Ингоревичем (с братьями Давидом и Глебом; Юрий Всеволодович, великий князь владимирский отказал в помощи) , гибель зашитников и разорение Батыем Рязани (Батый ворвался в город, в соборную церковь, зарубил княгиню Агриппину, мать князя, со снохами и прочими княгинями, а епископа и «священнический чин» предал огню, самую церковь сжёг, многих людей мечами посек, а других в реке потопил, весь город разгромил). 3) подвиг Евпатия Коловрата (это эпический герой под стать богатырям русских былин. Он наделем гиперболической силой. Мужеством и отвагой. Он живое олицетворение гоероического подвига всего русского народа, кот. Не может мириться с поработителями и стремится отомстить за поруганную врагом землю. Основое внимане уделено иозображению поведения Евпатия в бою, на его подвиг переностися подвиг всей дружины. Он бесстрашно разъезжает по ордынсим полкам и бьет их нещадно – так, что его острый меч притупился. Самого Батыя охватывает страх, и он посылает против Евпатия своего богатыря Хостоврула, Евпатий в поединке побеждает, охваченные страхом моноголы вынуждены применить против русского богатыря стенобитные оружия «пороки» и убивают его, когда его тело приносят, враг оказывает уважение своему недавнему противнику и преклоняется перед его храбростью и мужеством. В порыве великодушия Батый отдаёт тело Евпатия уцелевшей, окончательно изнемогшей его дружине и отпускает её, не причинив ей никакого вреда. Противник, на которого было потрачено так много сил, который стоил стольких жизней татарскому войску, вызывает в профессионале-воине чувство изумления, восторга и преклонения перед его воинской доблестью). 4) обновление Рязани Ингваром Ингоревичем . (последняя часть начинается эмоциональным плачем князя Ингвара, он горестно оплакивает убитых; заканчивается повесть рассказом об обновлении и возрождении русскими людьми Рязани). Связь с УНТ: - в основу его легли, легенды и предания, возникшие непосредственно после изображаемых событий, устные поэтические произведения - это гиперболическое описание битвы (русский воин один бьется с тысячей, с двумя тысячами татар) - это подвиг Евпатия Коловрата (в этой повести впервые в истории др.лит-ры появляется вставной эпизод – новелла – это о нем подвиг). Это эпический герой под стать богатырям русских былин, как и богатыри, он наделен гиперболической силой, мужеством и отвагой. Он олицетворение героического подвига всего русского народа. Все произведение представляет собой образец воинской повести, которая вобрала в себя значительные элементы фольклора. Прославление подвига русского воина, стоящего на защите свой земли, верности, мужества, силы супружеской любви русской женщины. Своеобразие художественного мира в рассказах Т. Толстой Характерные черты романтического героя Лермонтова Мцыри Краткая летопись жизни и творчества Н. А. Некрасова |
«Повесть о разорении Рязани Батыем» (1237 относится эта история). Связь с
устным народным творчеством. Прославление героизма и осуждение княжеских разногласий
Информация о литературе » Древнерусская литература » «Повесть о разорении Рязани Батыем» (1237 относится эта история). Связь с
устным народным творчеством. Прославление героизма и осуждение княжеских разногласий