Тема природы
Страница 3

Уходящая Русь для поэта- это его дед и мать, Русь Советская- это его сестры комсомолки.

« От всей души приветствуя революционную новь, поэт не понимал подлинную исторического и социального содержания наступивших в стране перемен- пролетарского, социалистического характера революции. Все это послужило причиной духовного кризиса, пережитого поэтом в годы военного коммунизма.

В 1918 году Есенин подготовил к печати второй, третий и четвертый сборники своих поэтических произведений: «Голубень», «Преображение» и сельский часослов».

Литературная жизнь Москвы била ключом. В жгучих спорах рождалась новая, советская литература. Но рождалась она в обстановке голода, лишений, разрухи, гражданской войны.

Не хватало бумаги. Стихи печатались на серой, иногда оберточной бумаге, очень малыми тиражами.

Москва кабацкая.

Центрами литературной жизни становились маленькие клубы, столовые, кафе, где можно было выпить чаю и увидеть модную знаменитость, услышать новые стихи.

Есенина можно было встретить в « Кафе поэтов» на Тверской улице. А затем было открыто новое кафе « Стойло Пегаса», где поэт участвовал в дружеских попойках, хотя раньше не прикасался к спиртному и не любил пьяных компаний. Все это пагубным образом отразилось на его творчестве. В лирике Есенина возникли кабацкие, озорные мотивы. Герой его стихов все чаще выступал в образе ночного гуляки, сорванца, скандалиста:

Я московский озорной гуляка.

По всему Тверскому околотку

В переулках каждая собака

Знает мою легкую походку.

Так возник цикл стихов с характерным названием «Москва кабацкая».

Стихи этого цикла отличаются вульгарной фразеологией.

Однообразные мотивы пьяной удали, сменялись смертельной тоской,- все это свидетельствовало о заметных утратах в художественном творчестве. Не стало в ней радуги красок, которой отличались его прежние стихи. Им на смену пришли унылые пейзажи ночного города, наблюдаемого глазами потерянного человека: кривые переулки, изогнутые улицы, едва светящиеся в тумане фонари кабаков.

У Есенина нередко вырывались слова ненависти окружавшему его поэтического «сброда».

И уже говорю я не маме,

А в чужой и хохочущий сброд:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтраму все заживет!»

Есенин стремился вырваться из гнилой атмосферы поэтических кабаков. Но этому мешали его бытовая неустроенность, мягкость характера, а более – назойливые домогания непрошенных друзей. Поэт пытался сменить жильё, но всюду его настигали любители шумных и не всегда трезвых компаний.

Это отравляло душу и мешало работать. И Есенин решил исчезнуть, хотя бы на время. В апреле 1921 года поэт выехал из Москвы в Самару, затем в Ташкент. Далее он направился в Самарканд, посетил Бухару и вернулся в Ташкент. За это время он написал поэму «Пугачев». Она прозвучала как героическая песнь о крестьянской революционной войне.

Поэма «Пугачев» была первым звеном на пути создания Есениным революционного эпоса-пути, который принес ему впоследствии немало побед.

После «Пугачева» творческое развитие поэта могло бы войти в нормальное русло. Есенин способен был обогатить свою поэзию новыми темами. Но именно в тот период произошло событие, которое многое изменило в жизни поэта.

В один из осенних дней 1921 года Есенин познакомился с Айседорой Дункан. Его захватило необычное искусство танцовщицы, ее темперамент, обаяние. Сильное чувство к поэту возникло и у нее. «Это была глубокая взаимная любовь»- пишет Городецкий. Конечно, Есенин был влюблен столько же в Дункан, сколько в ее славу, но влюблен был не меньше, чем вообще мог влюбиться.

Они поженились и уехали по заключенным Айседорой контрактам на гастроли в Западную Европу и Соединенные Штаты Америки. В этой поездке Сергей преследовал и творчески – пропагандистские цели. Своим друзьям он говорил: « Я еду на Запад для того, чтобы показать Западу, что такое русский поэт».

Заграница не понравилась ему. Он говорил « Но я очень не люблю Америки. Америка – это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочестьнаше серое небо и наш пейзаж».

В путешествии Есенин работал меньше, чем обычно. Обстановка кочевого ресторанного быта и окружавшие поэта люди усиливали те настроения, которые сказывались еще в прежних стихах.

Страницы: 1 2 3 4 5


Отражение личности отца Ю. П. Лермонтова в лирике поэта
Документальных свидетельств Лермонтова об отце - дневников, устных упоминаний в передаче третьих лиц - почти не существует. Мы сосредоточимся на его лирике. В этом случае нашей целью будет не характеристика личности Ю.П.Лермонтова, а выяснение, каким поэт видел своего отца, как оценивал его роль в своей жизни. В своей лирике поэт откли ...

Художественные изыскания советской поэзии 50-х - 80-х годов
В истории русской литературы, начиная со «Слова о полку Игореве», древних былин, народных сказаний и песен, создания выдающихся поэтов составляют огромное и неповторимое духовное богатство. Поистине удивительно многообразие поэтических жанров, художественных стилей, творческих индивидуальностей: Ломоносов и Державин, Пушкин и Лермонтов ...

Параллели с Гоголем.
Чтобы сказать о России новое слово, нужно не просто любить её, но быть ею. «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве », – писал Есенин в 1921 году. «Знаешь, почему я поэт? – спрашивал он Вольфа Эрлиха, –…У меня – родина есть! У меня – Рязань!». В Автобиографии (1922) Есенин п ...