Авторские переживания в этих стихах отличаются нежностью и чистотой. Сила Есенина в том, что сокровенный уголок своего внутреннего мира он смог выразить в словах простых, неброских, но пронизанных трепетом души, покоряющих читательское сердце. Вспомним его «Письмо матери», ласковое, полное горького сознания вины перед матерью и надежды на щедрость материнского сердца: Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад. Не буди того, что отмечалось, Не волнуй того, что не сбылось Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось. И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. Лирика Есенина автобиографична. Она не только поэтический памятник времени, но и живая сила, воздейстующая на сознание и чувства людей. Из юношеского прошлого вернулось в поэзию Есенина светлая и нежная девушка- березка, с этим образом связывается его встреча с отчей землей: Устав таскаться По чужим пределам, Вернулся я В родимый дом. Зеленокосая, В юбчонке белой Стоит береза над прудом. Особенно значительны размышления поэта о жизни и смерти, о человеческой судьбе, о приходящем и вечном в земном существовании. В лирике часто выделяют пессимистические мотивы. Критики называют его « певцом рябиновых ягод, багрянца осени, грусти и тоски по уходящему». Конечно, у Есенина есть произведения, окрашенные печалью. Но есть и такая, где выражена тяга к жизни, к человеческой радости. Нас не удивляют ликующие интонации в стихотворении «Весна». Так пей же, грудь моя, Весну! Волнуйся новыми стихами! С самых ранних стихов в его лирике- тема любви. В стихах о любви 1918-1919 годах слита воедино поэзия любви с поэзией природы. В стихотворении «Зеленая прическа…» Девушка сравнивается с тонкой, заглядывающей в пруд березкой, ее косы- с ветвями. Положение круто изменилось в цикле «Москва кабацкая». Здесь любовь попрана, низведена до плотского чувства, женщина обезображена. Любовь здесь не праздник сердца, она приносит человеку гибель, она губит его. Не гляди на ее запястья И с плечей ее льющейся шелк. Я искал в этой женщине счастья, А нечаянно гибель нашел. Я не знал, что любовь- зараза, Я не знал, что любовь- чума, Подошла с прищуренным глазом Хулигана свела с ума. Так бы и потонуло все в пьяном угаре, если бы не нотки раскаяния, которые слышатся в каждом стихотворении «кабацкого» цикла. Пора расстаться с озорной И непокорною отвагой. Уж сердце напилось иной, Кровь отрезвляющею брагой. ( « Пускай ты выпита другим») Первый раз запел я про любовь. В цикле «Любовь хулигана» мы слышим сожаление о растраченных днях, отречение от кабацкого прошлого, очищение через любовь. Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Был я весь- как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без огляди. ( «Заметался пожар голубой…») Поэт осуждает то, что было не любовью, а дурной страстью, похмельным бредом. Он призывает на помощь любовь возвышенную, чистую, которая воспитывает человека в преданности и постоянстве. Такая любовь приносит уравновешенность и покой, она по-новому открывает мир, она помогает трезвым взглядом оценить дела и беды родной земли: Теперь со многим я мирюсь Без принужденья, без утраты. Иною кажется мне Русь, Иными- кладбища и хаты. Стихи о любви, написанные в последние годы жизни поэта, проникнуты ненавистью и презрением ко всякого рода неправде в человеческих отношениях, к любви без тепла, без верности, без чести. Поэт гневно осуждает «напоенную ласками ложь», он не приемлет женщин « лживых и пустых» и с тоскою пишет с сердцах, не способных дарить людям любовь. В стихах о любви запечатлено человеческое страдение, бызванное то жаждой любви, то сознанием ее неполноценности. Поэт Н. Рыленков писал: «Безошибочным чутьем поэта Есенин угадывал, какая жажда человеческой нежности накопилась в душе его. Эту жажду утоляли лучшие пейзажные и любовные стихотворения. Стихи Есенина предельно чисты, искренни, большинство из них пронизано той задушевностью чувств, которая отличает неподдельную и вечную позицию. Образ матери в литературе 30-40 годов XX века Результат действий Особенности метафоры в поэзии Есенина. |
Тема природы
Страница 5
Информация о литературе » Годы жизни и творчества С. Есенина » Тема природы