Отражение образа матери М.М. Лермонтовой в лирических произведениях
Страница 1
Информация о литературе » Биографические мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова » Отражение образа матери М.М. Лермонтовой в лирических произведениях

Мать умерла, когда Михаилу Юрьевичу было 3 года. Поэтому у самого поэта оказавшегося так рано сиротой не могло остаться личных воспоминаний о матери. Тем не менее, существует его дневниковая запись 1830 года: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела на меня прежнее действие. Ее певала мне покойная мать». Мария Михайловна действительно играла на фортепиано, и часто пела в присутствии сына, и именно через эти песни он воспринимал, а потом и вспоминал свою мать. Таким образом, зрительного образа матери Лермонтов не сохранил. Ощущение матери связано именно со слухом, звуком.

Теперь перейдем непосредственно к стихам М.Ю Лермонтова, посвященным матери. Стоит заметить, что мы будем анализировать их не с точки зрения отражения личности, поскольку личность матери, в силу выше перечисленных биографических черт, не могла оказать на поэта влияния. Она, как и ее портрет, в лирике Лермонтова не отразился. Известно только описание похорон в поэме «Сашка»: «Он был дитя, когда в тесовый гроб/ Его родную с пеньем уложили…». Однако и здесь описываются чувства маленького ребенка от присутствия чего-то страшного и непонятного, а не воспоминания о матери.

Образ матери для Лермонтова – это заведомо не реальный, а идеальный комплекс качеств, которые должны были быть у матери. Правильность нашего тезиса подтверждается и выбором «двух картин», подаренных отцу зимой 1828 г., о которых Лермонтов упоминает в письме от 20-21 декабря 1828 г. Это две перерисовки с мадонн мастеров Возрождения. Мадонна – идеальный женский образ для художника. Думается, в перерисовку этого образа юноша вложил много личного чувства. И наша основная задача - понять, какие же это чувства, какие ассоциации связаны у поэта с образом матери.

В «Лермонтовской энциклопедии» названо одно стихотворение, имеющее непосредственное отношение к матери: «Пусть я кого-нибудь люблю» (1831). Однако строка, в которой говорится о ней: «Я сын страданья. Мой отец/ Не знал покоя по конец. /В слезах угасла мать моя…» - не вошла в окончательную редакцию.

Анализ драматических произведений Лермонтова не входит в задачу данной части нашего исследования. Однако необходимо подчеркнуть, что в драмах «Странный человек», «Люди и страсти» очень ярко отразились переживания поэта, вызванные разладом в семье и размышлениями о роли матери и отца в нем. Лермонтов пытается разобраться в семейной жизни родителей: «Родители мои спорят о любви моей, а иногда они совсем не дорожат ею. Они знают, что я их люблю, сколько может любить сын. Нет, зачем, когда они друг на друга косятся, зачем есть существо, которое хотело бы их соединить вновь <…> это и составляет горе моей жизни, это и доведет меня до гроба…». Видно, как ум юноши изнемогает от непосильной ноши, попытки определить правоту или вину родителей. В этом несчастье в драме «Странный Человек» обвиняется то отец, то мать. Подробное изложение данного вопроса требует дополнительных исследований, к которым мы обратимся в дальнейшем

Мы полагаем, круг стихотворений, посвященных матери, можно расширить. Прежде всего, это «Ангел», одно из ранних юношеских сочинений 1831 г. Образ Ангела в этом произведении является олицетворением матери с ребенком, мадонны: «Он душу младую в объятиях нес». Первое, что услышал младенец, - это песня, звук, мелодия. Не слова, а именно песня, которая навсегда осталась в душе ребенка: «И звук его песни в душе молодой/ Остался - без слов, но живой».

Поскольку мы определили, что в лирике поэта женский образ связан со слуховым восприятием - сначала идет звуковая характеристика и лишь потом все остальное: внешность, характер и т.д. - проанализируем несколько произведений, опираясь именно на этот факт.

Стихотворение «Русалка» создано в 1832 г. В нем лирический герой сначала слышит именно песню русалки: «И пела русалка, и звук ее слов/ Долетал до крутых берегов…». В следующем произведении « Слышу ли голос твой звонкий и ласковый…» (оно написано в 1838 г.) первое, на что обращает внимание автор, это голос девушки. Именно он пробуждает сердце героя: «Слышу ли голос твой/ Звонкий и ласковый,/ Как птичка в клетке, /Сердце запрыгает…». Это выводит нас вновь к дневниковой записи. Ведь именно музыка матери, ее голос пробуждали в поэте воспоминания о ней, светлые чувства и эмоции. Неслучайно исследователи называют многое в поэзии Лермонтова воспоминанием о той песне, которую «певала < .> покойная мать». В следующем стихотворении «Она поет, и звуки тают…» (год написания тот же 1838), говоря о возлюбленной, лирический герой в первую очередь описывает вновь ее голос. Основной акцент указан уже в первых словах: «Она поет…». В следующем стихотворении «М.А. Щербатовой», созданном в 1840 г., сначала опять упоминаются слова, слуховое восприятие: «слова ее уст ароматных…». Лишь потом внешний облик: «Как небо тех стран, ее глазки;< .> Румянец на щеках пушистых…». В следующем произведении «Тамара» (1841 г.) первое, что автор сообщает читателю о своей героине: «…и слышался голос Тамары/ Он весь был желанье и страсть…».

Страницы: 1 2


Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина.
Основы поэтики Есенина – народные. Фольклор – это искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах. Поэзия Сергея Есенина и фольклор имеют очень тесную связь. Есенин сам неоднократно отмечал, что образность его поэзии восходит к народной. «Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первы ...

Война в жизни Хемингуэя и тема войны в его произведениях
Через жизнь Хемингуэя прошло несколько войн. Если выразиться точней: Хемингуэй сам пронес свою жизнь через несколько войн: через первую мировую войну, через гражданскую войну в Испании и через вторую мировую войну. Пронес, в каждом случае одинаково не щадя этой жизни, хотя отношение к этим трем войнам у него было разное. Первая мировая ...

Кризис антиутопического мира.
В отличие от героев романа Хаксли "О дивный новый мир", запрограммированных на генетическом уровне, замятинские нумера - всё-таки живые люди, рождённые отцом и матерью и только воспитанные государством. Имея дело с живыми людьми, Единое Государство не может опираться только на рабскую покорность. Залог стабильности такой социа ...