Итак, из этого мы можем сделать вывод, что, несмотря на свою сентиментальность, нежность и мечтательность (об этих чертах Лермонтовой нами говорилось ранее), все же основным в характере Марьи Михайловны является душевная стойкость, независимость и решительность. Отметим, что в большей части биографий поэта Мария Михайловна изображается одинаково: «Марья Михайловна, родившаяся ребенком слабым и болезненным, и взрослою все еще глядела хрупким созданием», - пишет, например, П.А.Висковатый. Ключевыми словами здесь являются «хрупкое создание», именно такой её и видели большинство авторов, изучающих биографию поэта. Итак, мы видим здесь противоречия между поступками будущей матери поэта и тем образом мечтательной, слабой барышни, который складывается из воспоминаний современников и личных документов. Приложение 3 Елизавета Алексеевна Арсеньева (материалы к биографии) Начиная наш разговор о Елизавете Алексеевне, стоит отметить, что то, как ее видели современники, не противоречит образу, предстающему перед нами из лермонтовских произведений. Это была женщина властная, очень практичная, расчетливая, сосредоточенная на своем состоянии и состоянии Михаила Юрьевича. Из статьи П.А.Фролова «Источник доходов Е.А. Арсеньевой» мы узнаем, что Елизавета Алексеевна всегда имела солидный запас денег, однако постоянно жаловалась внуку и другим родственникам на денежные затруднения. Она «собирала неприкосновенную сумму по мере возможности в течение нескольких лет, а, может быть, всю жизнь и держала в тайне ото всех. Только смерть внука и ожидание собственной кончины заставили открыть эту тайну для узкого круга родственников». Кроме того, жалобы на большие расходы, вечные неурожаи сводили на нет всякие подозрения о ее богатстве. Но постоянной жертвой этой тактики и других «полезных предприятий»: например, подмены крестьян внука на своих, - оказывался Михаил Юрьевич. Она всегда высылала ему «последнее», как говорила, тем самым пытаясь сохранить состояние для него на будущее. Но эта тревога вечного безденежья бабушки его очень угнетала, он чувствовал себя постоянно виноватым Бабушка в письмах поэта. «Прощайте, милая бабушка, прошу вашего благословения, целую ваши ручки и остаюсь покорный внук». Обычно он сообщает ей о своих некоторых поездках. Из письма от 9-10 мая 1841 г.: «Я сейчас только приехал в Ставрополь…»; встречах (из того же письма): « Ехал я с Алексеем Аркадьевичем…»; ощущениях (из письма от 19 апреля 1841 г.): «Мне довольно весело, обществом я был принят, по обыкновению хорошо…»; просьбах-(из письма от второй половины апреля 1836 г.): «Я на днях купил лошадь и прошу вас, если есть деньги, прислать мне 1580 рублей…». Все это некий банальный отчет действий, никаких своих чувств, эмоций, переживаний Лермонтов ни разу не сообщает Е. Алексеевне. Как же так могло случиться, ведь бабушка всегда старалась только для Миши? С другой стороны, неужели Лермонтов действительно не ценил заботу бабушки, которая «жалела ли что-нибудь для его воспитания?» Нет, ни в коей мере! Это говорит о разных мирах в душе поэта. «Двух миров жилец угрюмый», - сказал он о себе в одном из стихотворений. И далеко не все окружающие его люди имели доступ в оба мира поэта. Бабушка для Лермонтова всегда была в мире материальном, практическом, земном, в отличие от отца, с которым у него было именно духовное родство, такое важное и необходимое для чувствительной души поэта. Будучи нравственно «глухой» и «слепой», она не понимала, что делает свои «старания» обузой для внука, что многие ее жизненные поступки и дела больно ранили чуткое сердце Лермонтова. Е.А.Арсеньева никогда не понимала, что рядом с ней живет гений, что именно ей представилась возможность воспитывать его. Она вовсе не задумывалась, каково предназначение ее внука. Ее мечты о его будущем, скорее всего, заключались в стереотипной формуле «быть как все, быть не хуже всех». И что «Миша пишет стихи», не радовало ее никогда. Возможно, она полагала, что это баловство, свойственное многим мальчикам. Со временем оно пройдет, внук ее образумится. Образ бабушки Е.А. Арсеньевой в творчестве поэта "Последний срок" Мотив родины в творчестве И.А. Бунина в дореволюционный период |
Приложение
Страница 3