Ты скажи, пожалуй, своею памятью, Своею памятью стародавнею: Да которой царь над царями царь? Котора моря всем морям отец? И котора рыба всем рыбам мати? И котора гора горам мати? И котора река рокам мати? И котора древа всем древам отец? И котора птица всем птицам мати? И которой зверь всем зверям отец? И котора трава всем травам мати? И которой град всем градом отец?» Проговорит премудры царь, Премудры царь Давыд Евсеевич: «А небесной царь — над царями царь, Над царями царь, то Исус Христос; Акиян-море — всем морям отец. Почему он'всем морям отец? Потому он всем морям отец — Все моря из него выпали И все реки ему покорилися. А кит-рыба — всем рыбам мати. Почему та кит-рыба всем рыбам мати? Потому та кит-рыба всем рыбам мати — На семи китах земля основана. Ердань-река — рекам мати. Почему Ердань-река рекам мати? Потому Ердань-река рекам мати — Крестился в ней сам Исус Христос. Сионская гора — всем горам мати,— Ростут древа кипарисовы, А берется сера по всем церквам, По всем церквам место ладану. Кипарис-древа — всем древам отец. Почему кипарис всем древам отец? Потому древам всем отец — На нем распят был сам Исус Христос, То небесной Царь. Мать божья плакала Богородица, А плакун-травой утиралася, Потому плакун-трава всем травам мати. Единорог-зверь — всем зверям отец. Почему Единорог всем зверям отец? Потому Единорог всем зверям отец — А и ходит он под землею, А не держут его горы каменны, А и те-та реки его быстрыя; Когда выдет он из сырой земли, А и ищет он сопротивника, А того ли люта льва-зверя; Сошлись оне со львом во чистом поле, Начали оне, звери, дратися: Охота им царями быть, Над всемя зверями взять большину, И дерутся оне о своей большине. Единорог-зверь покоряется, Покоряется он льву-зверю, А и лев подписан — царем ему быть, Царю быть над зверями всем, А и хвост у него колечиком. (А) Нагай-птица — всем птицам мати, А живет она н(а) Акиане-море, А вьет гнездо на белом камене; Набежали гости корабельщики А на то гнездо Нагай-итицы И на его детушек на маленьких, Нагай-птица вострепенется, Акиан-море восколыблстся, Кабы быстры реки разливалися, Топят много бусы-корабли, Топят много червленыя корабли, А все ведь души напрасныя. Ерусалим-град — всем градам отец. Почему Иерусалим всем градам отец? Потому Ерусалим всем градам отец, Что распят был в нем Исус Христос, Исус Христос, сам небесной царь, Опричь царства Московского». 2. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Во городе в Вифлееме Что с вечера звезда восходила, Со полуночи воссияла — Что Пречистая голубица Что Христа Бога породила, И во пелены спеленала. И во ясли Христа Бога полагала. Приходили к нему персидстии цари, Приносили ему честныя дары, Что честныя — злато и ливаны. «Мне не дороги ваши дары, А мне дороги ваши души; А я буду Бог над богами, А я буду царь над царями, А я выберу себе апостолов, А я дам-то им свою печать, А я дам-то им свое крещение, Разошлю я их по всем странам. Кто приемлет их, той спасется, А не приемлет их, той мучиться будет». 3. БОГОРОДИЦА У РАСПЯТИЯ Во городе во Руссе стоит церковь соборная, Что соборная, богомольная. Во той церкви Христос Бог распят: По рукам, по ногам гвозди пробиты, Святая кровь да вся пролита, Что святая кровь, безгрешная. Стоит Мати, жалко плачет. Прилетали к ней да два ангела, Да два ангела, два архангела: «О чем, Мати, жалко плачешь?» — «Уж вы, ангелы, вы, архангелы! Уж как же мне не плакати? Мое дитятко распят лежит, По рукам, по ногам гвозди пробиты, Святая кровк-да вся пролита!» 4. НЕПРОЩАЕМЫЙ ГРЕХ [Каялся-то доброй молодец сырой земли, Как сырой земли да сырой матери:] - А прости, прости ты, матушка сыра земля, А прости, прости, сыра матери, Идейно-художественный
анализ романа “Учитель фехтования” и романа “Королева Марго” Влияние постсимволизма на раннюю лирику Перелешина Характерные черты романтического героя Лермонтова Мцыри |
Духовные стихи
Страница 2
Информация о литературе » Русское устное народное поэтическое творчество » Духовные стихи