Количество любовных стихотворений у Лермонтова в зрелый период меньше, чем в предыдущий. Стихотворения о любви не циклизируются уже, как прежде, в любовные «новеллы», но часто содержат в себе – каждое порознь – скрытый новеллистический сюжет («Оправдание», «Договор», «Сон» и другие): Расстались мы; но твой портрет Я на груди моей храню: Как бледный призрак лучших лет, Он душу радует мою. И, новым преданный страстям, Я разлюбить его не мог: Так храм оставленный – все храм, Кумир поверженный – все бог! [12, с. 162]. В этих стихотворениях нет напряжения и подъема большой любви, а только легкие и благоговейные прикосновения к ней. Она не ослепляет поэта своим сверканием, силой и славой. В те годы любовь является у Лермонтова чаще всего как воспоминание о прошлом («1-е января», «Нет, не тебя так пылко я люблю»): О грезах юности томим воспоминаньем, С отрадой тайною и тайным содроганьем … [12, с. 78]; Как мелькнувшая надежда на будущее («Из-под таинственной холодной полумаски …»): И создал я тогда в моем воображенье По легким признакам красавицу мою; И с той поры бесплотное виденье Ношу в душе моей, ласкаю и люблю. И все мне кажется: живые эти речи В года минувшие слыхал когда-то я; И кто-то шепчет мне, что после этой встречи Мы вновь увидимся, как старые друзья [12, с. 99]; или как мечта, которая создает объективные образы, не имеющие прямого отношения к поэтической биографии автора. Нередко Лермонтов как бы останавливается на полдороге к любви, ограничиваясь любезностью («Графиня Эмилия», «К портрету», «А.О.Смирновой»): Без вас хочу сказать вам много, При вас я слушать вас хочу; Но молча вы глядите строго, И я в смущении молчу. Что ж делать? Речью неискусной Занять ваш ум мне не дано … Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно … [12, с. 80]. В некоторых лермонтовских стихотворениях затаены намеки на какие-то неотвратимые, коренящиеся в эпохе причины неустроенности любовных отношений. Он находит в любви современных людей господство случая («Дума»): И ненавидим мы, и любим мы случайно Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви … [12, с. 41]. В послании «Валерик», как и в ранних стихотворениях Лермонтова, говорится о том, что «забавы света» мешают героине понять рассказчика, автора послания. В стихотворении «Отчего» судьба возлюбленной и ее счастье целиком связываются с воздействием враждебной среды: Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. За каждый светлый день иль сладкое мгновенье Слезами и тоской заплатишь ты судьбе. Мне грустно … потому что весело тебе [12, с. 75]. При этом лермонтовский герой не всегда довольствуется ролью внутренне непримиренной жертвы общественных условий, препятствующих его любви, но иногда и восстает против этих условий («Договор»): Пускай толпа клеймит презреньем Наш неразгаданный союз, Пускай людским предубежденьем Ты лишена семейных уз. Но перед идолами света Не гну колени я мои; Как ты, не знаю в нем предмета Ни сильной злобы, ни любви. Как ты, кружусь в веселье шумном, Не отличая никого: Делюся с умным и безумным, Живу для сердца своего [12, с. 213]. Не отличается в этом и героиня Лермонтова в таких стихотворениях, как «Прелестница», «Оправдание»: И будешь спать в земле безгласно То сердце, где кипела кровь, Где так безумно, так напрасно С враждой боролося любовь, Когда пред общим приговором Ты смолкнешь, голову склоняя, И будет для тебя позором Любовь безгрешная твоя, - Того, кто страстью и пороком Вторая ссылка на Кавказ Биография Анны Ахматовой Особенности речевого жанра "Басня" |
Основные мотивы любовной лирики.
Страница 3
Информация о литературе » Основные мотивы любовной лирики М.Ю. Лермонтова » Основные мотивы любовной лирики.