В творчестве этих композиторов широко используются народные мелодии, танцевальная ритмика, оперетты отличаются мелодичностью. Всемирную известность И.Штраусу принесли также венские вальсы («Голубой Дунай», «Сказки венского леса» и др.), благодаря которым он получил имя «король вальсов». Несмотря на то, что для творчества английских композиторов XIX в. в целом характерно отсутствие ярко выраженного национального характера, оперная культура в А н г л и и интенсивно росла. Театр «Ковент-Гарден» был крупнейшим в Англии, в нем шли спектакли итальянской Королевской оперы. В 1856 г. была образована Королевская английская опера. В конце XIX в. наступает период, вошедший в историю под названием английского музыкального Возрождения, - повышается интерес композиторов к национальной тематике. Изобразительное искусство. В этом виде искусства главный признак реализма - постижение социального характера человека. Однако в живописи реализм теснее, чем в литературе, связан с изобразительными средствами, которые создают иллюзию зрительной достоверности. Реалистическое направление в живописи Ф р а н ц и и укрепило свои позиции в середине XIX в. после революции 1848 г. В истории французского искусства никогда борьба двух лагерей, двух принципиально противоположных художественных культур не была столь острой, как в этот период. Лучшие черты французского народа и его передового искусства воплощали такие художники, как Милле, Курбе, Мане, Карпа. Их не допускали на выставки, травили в газетах и журналах. Им противостояла масса дельцов от искусства, любимцев Наполеона III и всей реакционной буржуазии Второй Империи. Ж. Ф. Миме (1814-1875) в своих эпически монументальных и полных жизненной правды картинах показал французское крестьянство, его труд, его моральную силу («Сборщицы колосьев», «Анжелюс»). Милле и Курбе стали предшественниками импрессионизма. Произведения Эдуарда Мане (1832-1883) посвящены Парижу. Он один из блестящих колористов мирового искусства. В его картинах с удивительной зоркостью и свежестью передана правдивая характеристика всевозможных обитателей Парижа («Завтрак в мастерской», «Чтение», «В лодке», «Дана»), которые доносят до наших дней облик тогдашней Франции. Хотя Мане в первых картинах пытался переосмыслить образы и сюжеты старых мастеров в духе современности («Завтрак на траве», «Олимпия»), затем он стал создавать картины на бытовые, исторические, революционные темы. Сильнейшая страница в истории французского критического реализма - его последняя картина «Бар в Фоли-Бержер» - об одиночестве человеческого существования. Предвосхитив импрессионизм, он обратился к светлой пленэрной живописи («Аржантей») (Пленэр (фран. plein air, букв. - открытый воздух) - в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы). Расцвет а н г л и й с к о й живописи приходится в XIX в. на первую треть столетия. Связан он с развитием блестящей пейзажной живописи. Одним из наиболее самобытных художников своего времени был Уильям Терму (1775-1851). Он много путешествовал по Европе, и его пейзажи приобрели романтическую направленность («Кораблекрушение»). Смелые по колористическим и световоздушным исканиям, с искаженной масштабностью объектов, его картины являются как бы предшественниками импрессионизма («Дождь, пар и скорость»). Он прославился также как исторический живописец, создавший пейзажи с мифологическими или историческими сценами («Сад -Гесперид», «Дидона, строящая Карфаген» и др.) Любовная лирика В.В. Маяковского Тема общенародного единства и героизма в «Повести о битве на р.Калке» Прием наделения поэтической, словесной
формы иконической функиией |
Реализм во Франция и в Англии (литература и искусство в XIX
в.)
Страница 5
Информация о литературе » Литература и искусство рубежа XIX-XX веков » Реализм во Франция и в Англии (литература и искусство в XIX
в.)