Впервые эта тема звучит в стихотворении «Боль» (1934). Как рассеченное насквозь колено И каждый шаг – по лезвию ножа… Где преступленье, грех, или измена, Достойные такого правежа? Но я молюсь и мой недуг телесный И душу, что тоскует и болит, Во сне святой Игнатий исцелит Прикосновением руки чудесной: Ведь некогда и он, ещё земной, Со мною болью мучился одной. /5,c.9/ Здесь эта тема звучит совсем ещё неопределённо, но уже в этом стихотворении начинают зарождаться истоки этого конфликта который, и определит, в итоге, динамику саморазвития лирического героя поэзии Перелешина. Дабы коротко обрисовать ёе суть, скажу, что на примере проанализированных нами стихотворений Перелешина можно проследить постепенное движение от утверждения торжества духа над плотью, к сомнению в греховности земной любви, и, наконец, к отрицанию необходимости отречения от мира, возможности целиком понять его, его суть, устройство и предназначение. В стихотворении «Мёд» лирический герой (монах) сравнивается с трудолюбивой пчелой, чьё предназначение заключается в следующем, - …Запрятывай, как в соты, В большую грудь свою Земные все заботы, Любовь земную всю… /5,c.17/ В заключительных двух катренах возникает образ Пришельца – олимпийца, для которого, собственно и сберегается всё, что хранит в себе пчела. Во всём этом явно видится установка на служение Богу, как мистической силе, которая в любой момент может прийти на землю за тем «урожаем» который собрали «ловцы человеков». В стихотворении всё более глубокомысленно и метафорично, ловцы заменены пчёлами, но для человека знающего Библию всё достаточно прозрачно и ясно. Далее, в стихотворении «Сердца»(1935года) мы видим, как конфликт начинает обостряться – лирический герой впервые открыто заявляет о своей любви. На поле битвенном, как два бойца, Встречаются неравные сердца. Через края одно из них бурлит, Другое голубем к нему летит, Но отвергаемое вновь и вновь, На снег по капле источает кровь… О, алый голубь мой , распластан ты Близ полнокровной этой тесноты… /5,c.20/ Таким образом, становится понятно, что обычное, но столь властное земное чувство не обошло стороной монаха – аскета. В то же время, чувство это, было ещё и неразделённым, поэтому в данном стихотворении звучит оно особенно остро. В следующих стихотворениях, всё чаще начинают звучать мотивы судьбы, предопределённости бытия, одно из таких стихотворений так и называется «Рок». Всё рассчитано, взвешено, сжато Неусыпно тебя берегут Календарные верные даты, Расписанья часов и минут… .Нет, забудь об обрывах и скатах! Ведь уж издавна так повелось: У таких безупречных вожатых Не летят поезда под откос… … Ах, от мысли, что всё неуклонно, - Мы как пленники, мир как тюрьма - Короли оставляли короны И Кассандра сходила с ума! /5,c.23/ Лирический герой открыто заявляет о том, что всё предопределено. Сразу же возникает логический вопрос - Есть ли смысл с этим бороться? В следующем стихотворении, а точнее сонете (Прошагаешь и ты как бывало), пессимистические настроения лирического героя всё более нарастают. …Как будто бы намёк из далека, Поймёшь и ты, что, верно, век свой длинный Ты проведёшь за мудростью старинной, Запрятанной в минувшие века… Без гордости взгляни, о завсегдатай книжный, Взгляни в глаза смешной своей судьбе: Столетия довольно ли тебе? /5,c.24/ Постижение мудрости, для лирического героя Перелешина, связано, прежде всего, с книжным опытом человечества, заложенным в церковных книгах, но что, как не утверждение невозможности постижения всей мудрости мира за краткий человеческий век, пытается высказать здесь лирический герой? И снова драматургия Труды Шиллера по эстетике Вступление |
Конфликт тела и души как отличительная. особенность
лирики Валерия Перелешина
Страница 1
Информация о литературе » Конфликт телесного и духовного в лирике раннего Перелешина » Конфликт тела и души как отличительная. особенность
лирики Валерия Перелешина