Стабильность поэтической системы способствует ее спокойному и неуклонному совершенствованию в изначально обозначившихся пределах. О некоторой узости их говорит даже И. Киреевский: „ .Самая любовь к прекрасной стройности и соразмерности вредит поэзии, когда поэт действует в кругу, слишком ограниченном". Иван Аксаков журит Баратынского за известную самоограниченность рационализма: у него „ .чувство всегда мыслит и рассуждает", и потому „это ум — остуживающий поэзию". Отзывы можно множить, только не стоит этого делать. Они, как видно, не противоречат друг другу, а ведь принадлежат во многом очень разным людям. При разной мере их критичности общий их „положительный знаменатель" таков: Баратынский в поэзии охладил, успокоил сложившуюся у Пушкина радость восприятия жизни, его переменчивый восторг и его всегдашнюю при этом убежденность в неконечности достигнутого результата. Баратынский-поэт всегда уверен в правоте своего вывода, оформленного в качестве афоризма, и спокоен в утверждении итога. В его поэзии пушкинская „система" безусловно обогащается, хотя он чем дальше, тем меньше похож на Пушкина. Сейчас очень трудно, если не невозможно представить себе те взаимные приглядывания, которыми вольно или невольно обменивались настоящие большие поэты и поэты поменьше, оказавшиеся сближенными в то исключительное и неповторимое время. Всякая эпоха неповторима — это так, но эпохи, столь богатой поэзией, больше не было. Сейчас может казаться, что поэты должны были просто ослепнуть, ошеломляя друг друга открытиями. И Баратынский ошеломил. На недостаточно подготовленной почве тогдашнего языка нашего, до „метафизических" понятий недозрелого (Пушкин), он заговорил о путанице и причудливых сочетаниях чувств — о той самой путанице, которую не терпел — по крайней мере, теоретически — Пушкин, за отсутствие которой он, Пушкин, хвалит идиллии Дельвига, как увидим. Самая путаница Баратынского не занимала, скорее стесняла его и мешала ему. Великому уму часто свойственно своеобразное простодушие, и величайшему из современников и ровесников Баратынского, уверявшему Вяземского почти серьезно, что „ .поэзия, прости господи, должна быть глуповата",— и это теперь повторяют часто — представилась глубочайшей диалектикой чувства та искусность анализа, которую Баратынский ввел в стихи. Но замечательной особенностью его прекрасной лирики оказалась подчеркнутая афористичность концовок, т. е. сила и остроумие завершения любого диалектического хода, именно та черта его поэтики, из-за которой и современники и потомки находили нечто „французское" в его стиле. Нередко даже сам творческий процесс созидания элегии, или мадригала, или послания представляется обратным привычному: эффектная концовка вроде бы возникает сначала, а уже ради нее сочиняется все предшествующее. Лирическое высказывание подчас чуть ли не служебно; оно заранее готовит сопереживающее сознание и чувство читателя, уже покоренного интимной доверительностью, к восприятию последних „ударных", стихов. Возникает явление, обратное музыкальной композиции: в готовом произведении „разработка" предшествует непосредственному заявлению „темы", подлежащей разработке. Невозможно безошибочно сосчитать подобные завершающие афоризмы. Например, лишь некоторые из первого сборника 1827 г.: „Пусть радости живущим жизнь дарит, /I А смерть сама их умереть научит" („Череп"); „Одну печаль свою, уныние одно // Унылый чувствовать способен!" („Уныние"); „На что чиниться с жизнью нам, // Когда шутить мы можем с нею?" („Добрый совет"); „ .Подумай, мы ли // Переменили жизнь свою, II Иль годы нас переменили?" („К***"); „Он ароматы жжет без веры // Богам, чужим душе своей" („К***"); „Счастливцы нас бедней, и праведные боги // Им дали чувственность, а чувство дали нам" („Коншину") и т. п. Явлением сгущенной афористичности мысли предстает развернутая эпитафия „На смерть Гете" (1832), где собраны воедино примеры многообразных сфер приложения универсальной мысли поэта-ученого, где Баратынский идет на перекличку с пушкинским „Пророком" („ .И говор древесных листов понимал, // И чувствовал трав прозябанье .") и где он хочет, утвердив великое дело „вполне отдышавшего" и тем себя исчерпавшего („все дольное долу отдавшего") натуралиста, найти прибежище даже ему: „К предвечному легкой душой возлетит, //Ив небе земное его не смутит" (157). Так укрепляется сомнение в правоте разума как рассудка. Романтизм как направление в мировой литературе Исторические предпосылки его
появления Письменность и просвещение Лермонтовская тема одиночества сквозь призму мотива дороги |
Открытия Баратынского в жанре психологической элегии.
Страница 2
Информация о литературе » Русская литература первой трети XIX века » Открытия Баратынского в жанре психологической элегии.