Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил, по словам Герцена, душу другого великого поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. Как приговор прямым и косвенным убийцам Пушкина прозвучало его гневное стихотворение «Смерть поэта», написанное в февральские дни 1837г., выразив одновременно и боль от постигшей утраты, и любовь к поэту, и презрение к «жадной толпе, стоящей у трона». Лермонтов был слишком юным, чтобы участвовать в восстании декабристов, но воспламененным этим великим днём. Он видел лишь казни и изгнания, поэтому в его мировоззрении основными были мысли, полные ярости. Они и определили содержание его поэзии, преобладающее её настроение. Неприятие поэтом окружающей среды, горькое ощущение одиночества, обнаженная исповедь души отличают уже раннюю лирику Лермонтова: Но пылкий, но суровый нрав Меня грызёт от колыбели… И в жизни зло лишь испытав, Умру я, сердцем не познав Печальных дум, печальной цели. Без преувеличения тему одиночества в лирике Лермонтова можно назвать ключевой: На жизнь надеяться страшась, Живу, как камень меж камней, Излить страдания скупясь: Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье все готовы – Никто не хочет грусть делить… Не покидающее поэта ощущение отверженности рождает в его душе чувство своей исключительности, мысль о своём особом предназначении – черта, характерная для романтизма, но доведённая у Лермонтова до предела. Я хочу, чтоб целый мир был зритель В поэзии Лермонтова достигает предельного напряжения основное противоречие романтизма – противоречие между идеалом и действительностью. Его творчество поражает беспощадностью отрицания и полётом мечты, и оба эти начала тесно взаимосвязаны. Глубина и сила разочарования выступают как прямое следствие повышенной требовательности к людям, миру, к самому себе. Поэт даже склонен упрекать в бездействии своих соотечественников: Сыны снегов, сыны славян, Зачем вы мужеством упали? Зачем? Погибнет ваш тиран, Как все тираны погибали! * «Новгород», 1830 Это было не просто данью элегической традиции русского и европейского романтизма. Чувства поэта носили не литературный, а ярко выраженный социальный характер. Он понимал, что его отрицание существующих порядков и самодержавно-крепостнического уклада жизни носит исторический характер, что страна, народ, общество стоят на пороге социальных потрясений: Настанет год, России чёрный год, Когда царей корона упадёт; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь…** Ценность самой жизни поэт определяет мерой человеческих деяний, борьбой, которая может оправдать существование человека и сделать его достойным высокого призвания: …жизнь скучна, когда боренья нет… Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал, как тень, Великого героя и понять Я не могу, что значит отдыхать. Лермонтов чувствует в себе силы для каких-то больших дел и свершений: Боюсь не смерти я. О нет! Боюсь исчезнуть совершенно. Хочу, чтоб труд мой вдохновенный Когда-нибудь увидел свет…**
Страницы: 1 2
Исследование родного говора писателя В.Шукшина Николай Степанович Гумилев Русалка в творчестве М.Ю. Лермонтова |
Характерные черты лирики Михаила Юрьевича Лермонтова
Страница 1
Информация о литературе » Сравнение романтического героя Байрона и романтического героя Лермонтова » Характерные черты лирики Михаила Юрьевича Лермонтова