«1830 Мая, 16 число» Вместе с тем поэт горько осознаёт своё одиночество, свою неприкаянность в современном ему мире, своё бессилие что-либо изменить. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чём? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! *** «Выхожу один я на дорогу…», 1841 Презирая самодержавно-крепостническую Россию, «страну рабов, страну господ», Лермонтов пишет проникновенные строки о Родине, о её просторах, о своей любви к ней: Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз. И на холме, средь желтой нивы, Чету белеющих берёз. С отрадой, многим не знакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; Непримиримое столкновение добра и зла, веры и неверия, стремление отъединиться от мира людей и желание соединиться с ними составляет самую суть глубокого внутреннего конфликта в лирике Лермонтова. Порой кажется, что одно из этих начал одерживает победу, но ненадолго. Просветление уступает мрачному демонизму – и наоборот. Умилением и кротостью дышит его «Молитва»(1839): С души как бремя скатится Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко… А рядом с ней возникают холодные и дерзкие слова «Благодарности» (1840) – гордый вызов Богу: «Устрой лишь так, чтобы тебя отныне недолго я ещё благодарил»***. В основе лирики Лермонтова лежит двоякий, но внутренне единый конфликт – трагедия одинокой, гордой личности, вызвавшей на бой целый мир и переживающей внутренние боренья. Лирика поэта поражает цельностью жизнеощущения. В ней резче выступает уникальность самого душевного строя личности автора, её внутреннее, психологическое единство. Она не умещается в границах традиционных Жанов: оды, сатиры, элегии. Поэт смешивает их между собой, а чаще всего обращается к свободному жанру лирического монолога. В своей лирике Лермонтов открыл простор для самоанализа, самоуглубления, диалектики души. В этой сфере он открыл путь прямому предметному слову, точно передающему состояние души в той или иной драматической ситуации. Активный, героический дух поэзии Лермонтова, её лиризм, глубина мысли, тонкость психологического анализа, простота в сочетании с высоким совершенством формы, наконец, удивительная музыкальность его стиха и прозы – всё это ставит Михаила Юрьевича в ряд величайших писателей мира.
Страницы: 1 2
Выводы «Повесть о Фроле Скобееве» Выводы |
Характерные черты лирики Михаила Юрьевича Лермонтова
Страница 2
Информация о литературе » Сравнение романтического героя Байрона и романтического героя Лермонтова » Характерные черты лирики Михаила Юрьевича Лермонтова