«Серый лютый» (1928)—рассказ символического содержания. Коксерек—серый волк, выпестованный в домашних условиях. Он приносит столько бед в ауле! Волк загрыз насмерть Курмаша, вскормившего его. Писатель утверждает, что нет пощады жестокости, несправедливости и предательству. Многие исследователи считают, что на «Серого лютого» оказал влияние «Белый клык» Д. Лондона. Это вполне возможно. Однако нельзя не вспомнить и грустные строки Абая: складское оборудование для склада Я вырастил пса из щенка — Он ногу мне прокусил. Обучил я когда-то стрелка. И он меня чуть не убил. Мухтар Ауэзов в своих произведениях (особенно в «Выстреле на перевале») не только осуждает прошлое, но и показывает, как разлагается старый строй. Нет будущего у общества, в котором страдают его лучшие представители. В повести «Выстрел на перевале» стихийное бунтарство уже начинает уступать место сознательной борьбе. Всей системой образов повести автор обвиняет биев и султанов, выносит суровый приговор насилию, злу. Будущее сына Бахтыгула символично, в его образе нам видится будущий борец со старым миром. Молодой М. Ауэзов—мастер психологического анализа. Характер его героя помогает понять и описания природы и развернутые сравнения. Например, в рассказе «Зимняя ночь» состояние женщины, ранее лишившейся невестки, а теперь прощающейся с единственной радостью и надеждой, с внуком, передается так: «Сын с невесткой умерли, некому пожалеть, сегодняшний буран метет не только сегодня, но и всю зиму. С одной стороны по этой причине, с другой — из-за болезни сына скотина осталась без ухода и вымерла. Еще через несколько дней голод протянет свою руку. Лишившись единственной радости и утешения, она должна остаться одинокой сиротой, как заброшенная могила. Костлявая рука смерти в бедном доме. Какая будет дальше жизнь? Что ждет ее впереди? Длинная ночь не проходит как неизвестный суровый год. Снежный буран, сильная буря не утихает, усиливается. Суровый день готов проглотить ослабевшее дитя. Жизнь больного ребенка не в состоянии бороться с ночью». Здесь безмолвная природа, безвыходное состояние несчастной старухи, трудная судьба ее, одиночество—все дается в переплетении. В ранних произведениях М. Ауэзова нет ни одного героя, мечты которого бы сбылись. Если герой вступает в борьбу, он ничего не может добиться, кроме страданий. Пока существует враждебный для человека строй, не будет справедливости. Повесть «Выстрел на перевале»— как бы итог раннего творчества М. Ауэзова. В ней повествуется о жизни казахского бедняка Бактыгула. Много повидал на своем веку смелый джигит. Он не согласен терпеливо сносить бедствия. Вначале Бактыгул честно трудится, а затем становится вором. Бактыгул нанимается батраком к волостному Жарасбаю, а тот толкает его на воровство. В конце концов Жарасбай оправдывается, а Бактыгул уличен в преступлении. Избегая суда биев и правителей, джигит уходит от людей, подвергается опасностям и преследованиям. Однако Бактыгул убивает Жарасбая. М. Ауэзов мастерски показал, как влияет на судьбы людей классовая борьба в феодальном казахском ауле. Безжалостный гнет меняет облик бедняка, от природы тихого и скромного. Бактыгул ожесточается, становится на скользкий путь. Он связывается с богачем Жарасбаем. Мухтар Ауэзов отказывается от свойственной фольклору однозначной характеристики героев. Он не любит пользоваться только черными красками при обрисовке отрицательных образов: жизнь сложна и противоречива. М. Ауэзов предпочитает воздерживаться и от прямых характеристик. В то же время М. Ауэзов—мастер выразительного портрета, в котором, как и в прежних его повестях, используются сравнения: «Узкие, маленькие глаза его будто распарывают дождливую темную ночь», «Его длинные черные усы, как крылья черного беркута, распластавшегося на белом снегу над лисой, висят, закрывая ему рот». М. Ауэзов внес значительный вклад в современную казахскую прозу. Писатель создал новые средства психологического анализа, глубоко проник во внутренний мир человека, вскрыл связи между судьбой личности и типичными обстоятельствами. Тридцатые годы знаменуют собой новый этап в творчестве Мухтара Ауэзова. Заметно расширяется круг интересов писателя, глубже и значительнее становится диапазон творчества. Писатель обращается лицом к советской действительности, и центральным героем его произведений становится советский человек, активный строитель социалистического общества. Писатель создает рассказы и повести «Плечом к плечу», «Следы», «Крутизна», «Три дня», «Имя свекра», «Двуликий Хасен», «К вершинам», «Охотник с орлом», пьесы «На границе», «Каменное оперение», «В яблоневом саду», «Ночные раскаты», трагедию «Абай» (в соавторстве с Леонидом Соболевым), многочисленные литературоведческие статьи. Эти произведения в своем большинстве отличаются сочным языком, живописной манерой изложения, точно и выпукло очерченными образами. Новая советская действительность дает писателю богатую пищу для размышления. Писателя-психолога прежде всего интересуют внутренние побудительные силы, социальные мотивы деятельности людей в поворотные моменты истории. Вывод Демонические мотивы в литературе. Любовь как не реализовавшаяся возможность счастья героев. |
Творческий путь
Страница 2
Информация о литературе » Мухтар Ауезов » Творческий путь