В пьесе «В яблоневом саду» (1937) драматург исследует морально-нравственный облик молодого поколения—советского студенчества. Написанная в форме веселого водевиля, пьеса раскрывает юношеские порывы, душевную тонкость, стремление молодежи к идеалу. Она насыщена юмором, шутками. Пьеса «В яблоневом саду» была одной из первых попыток казахской драматургии понять внутренний мир нового человека, выросшего уже после революции. Крупным драматургическим достижением М. Ауэзова является историческая пьеса «Ночные раскаты» (1934), посвященная национально-освободительному движению 1916 года. Пьеса тематически перекликается с ранней повестью писателя «Лихая година», но, в отличие от повести, драматург создает более широкую картину национально-освободительного движения, отдавая особое предпочтение образу положительного героя. М. Ауэзов дает социально-психологические мотивировки поступкам героев. Если руководителей восстания, старца Танеке и джигита Жантаса в горнило борьбы приводит беспощадная эксплуатация волостных управителей, местных баев и царских чиновников, то учитель Сапа постепенно, учась на своих ошибках, постигает предательскую политику господствующего класса. Весьма примечателен образ буржуазного интеллигента Карима, который, льстя народу и обманывая его, прибегает к громким фразам и на каждом шагу предает итересы родного народа. В острое столкновение приходят не только социальные, классовые интересы противоборствующих сторон, но и морально-нравственные представления. Если для волостного правителя Майхана и буржуазного интеллигента Карима круг интересов сводится к обогащению и карьере, то у Танеке, Жантаса, Сапы другие нравственные ценности — справедливость, равенство, свобода. В борьбе за это видят они смысл жизни. Таким образом, главные герои пьесы выступают как носители высоких общечеловеческих ценностей. В годы Великой Отечественной войны М. Ауэзов трудится много и напряженно. В 1942 году он выпускает роман «Абай», пишет пьесы «В час испытаний», «Гвардия чести» (в соавторстве с С. А. Абишевым), оперное либретто «Тулеген Тохтаров». М. Ауэзов создает многочисленные публицистические и литературно-критические статьи. Ему принадлежат также очерки, где писатель показывает героизм советских людей на войне и в тылу. Он поднимает свой голос в защиту мира, клеймя фашистских захватчиков. Постепенно главное место в творческой и научно-исследовательской деятельности Мухтара Ауэзова начинает занимать великий Абай. Ему писатель посвящает трагедию (первый вариант—совместно с Л. Соболевым), либретто для оперы, киносценарий, ряд исследовательских работ и, наконец, монументальную четырехтомную эпопею. Предисловие Потешный фольклор. Словесные
игры Сущность полемики между шишковистами и карамзинистами. |
Творческий путь
Страница 3
Информация о литературе » Мухтар Ауезов » Творческий путь