Центральный герой эпопеи - творческая личность, великий поэт, философ и гуманист. Абай показан в многосторонней, глубочайшей связи с эпохой, с народом. Стилистическое многообразие романа органически связано с образом главного героя, с теми проблемами, которые ему приходится решать. Поэт-мыслитель то погружен в размышления о самых сложнейших проблемах жизни - о ее смысле, о настоящем и будущем, о судьбе народа,— то взволнованно, публицистически страстно выступает в защиту обездоленных, то с тихой грустью созерцает увядающие степные дали, думает о надвигающейся старости, то с восторгом взирает на буйство цветов и красок весны в родных Чингизских горах. Органическое сочетание лирической взволнованности и эпической широты определяет своеобразие стиля ауэзовской эпопеи. На протяжении всего романа Абай выступает вместе с народом. Всю жизнь его сопровождает Ербол, друг и товарищ с юности. Ербол представляет как бы второе «я» Абая. Образ Ербола олицетворяет заботу простых людей о своем великом поэте. Многолетняя дружба связывала Абая с Даркембаем. Умудренный жизнью Даркембай — это сама боль, страдания народа. Каждый раз, когда ему трудно, на помощь приходит Абай. Другую сторону деятельности Абая — идейного вождя и руководителя активной, боевой части казахских трудящихся— характеризует дружба с Базаралы. Абай сыграл огромную роль в формировании взглядов Базаралы—этого степного орла, храброго человека, способного на большие дела. Абай всегда в окружении молодежи. Тут и его сыновья, высокоодаренные юноши — Абиш, Магаш, тут литературная поросль—Дармен, тут Макен, Салиха, Керимбала, ждущие его помощи, здесь и разлученные влюбленные. Естественно, особое место в жизни Абая занимает литература и искусство. Он живет ими, он воспитывает новые таланты. Бесконечна его любовь к народному творчеству. Об этом говорит бережное отношение Абая к сказочному Баймагамбету, певцу-импровизатору Биржану, акыну Шоже. Но момент творческого горения, сложный процесс творчества особенно ярко раскрыт в сценах, посвященных переводу Абаем «Письма Татьяны» А. С. Пушкина. В задушевной «Песне Татьяны («Я к вам пишу - чего же боле?») казахский поэт находит глубокий отклик своей душе, своим настроениям. Руки поэта сами тянутся к перу, к томам Пушкина. И сделан не только перевод чудесных пушкинских строк, раскрывающих глубину чувства Татьяны, но и создана мелодия, новая песня. Абай этой песней выразил всю силу своего чувства к любимой им девушке. Так «Письмо Татьяны» обрело новую жизнь - оно стало любимой песней казахского народа. «Чувства Абая, — справедливо писал академик М. С. Сильченко,— вылившиеся в «сердечные излияния Татьяны»,— это его чувства к Тогжан, к Айгерим, его любовь, красивая и трудная, так не похожая на легкомысленные увлечения аульных щеголей-джигитов». В сцене, где Абай слушает «Письмо Татьяны», распеваемое Айгерим, Ауэзов проникновенно изобразил душевный мир поэта: «Абаю казалось, что он обрел самого себя, того Абая, который когда-то вот так же слушал свою любимую, не сводя с нее глаз, не смея перевести дыхание . Она не пела - она изливала глубоко затаенную грусть своего сердца. Это была уже не только Татьянина тайна .» В центре внимания автора - внутренний мир Абая. Ауэзов прослеживает тончайшие переживания, еле заметные изменения в психологии героя. Перед нашим взором проходит почти полувековая жизнь, полная напряжения, исканий великого поэта и человека. Чуткость и впечатлительность - одна из главных черт Абая. В течение полувека он пережил немало радостей и горя, людской подлости и обмана, гибель близких, поднялся на вершину всенародной славы, но везде и всюду в его многогранной и богатой личности был виден тот чуткий и отзывчивый мальчуган, который получил первый урок жизни у подножья Кара-Шоки. Вся дальнейшая жизнь Абая, все его поступки как бы предопределены этими трагическими событиями, которые заставили Абая остро осознать свое место в жизни, иными глазами посмотреть на отца и вырваться из его цепких когтей. Медленно, мучительно назревает конфликт с отцом. И если бы не то кровавое событие, вряд ли состоялся бы последний разговор между отцом и сыном, психологически точно и убедительно раскрывающий масштабность и глубину их характеров:
Страницы: 1 2
Художественные модели гендерного поведения героев «Житие князя Александра Невского». Портрет князя Формирование образа России в романах А. Дюма и Ж. Верна. Особенности изображения России в романе А. Дюма «Учитель
фехтования» |
Образ Абая
Страница 1
Информация о литературе » Мухтар Ауезов » Образ Абая