Одна из песен рассказывает о смерти храброго героя Янкулы. Арного порубил врагов Янкула на Косовом поле, но и его настигла злая пуля, и умер Янкула, обняв родную, обагренную кровью землю: Конь заржал, остановился, Над юнаком наклонился, Гривой шелковой, косматой Он накрыл лицо юнака, Отогнал хвостом он белым Мух и оводов проклятых И хозяина Янкулу Окропил слезой соленой, А потом заржал тихонько И упал на землю рядом, Замолчал, затих и помер. Постоянными героями песни являются и широкий Дунай, и густой лес, и земля, которую отважные юнаки, умирая, обнимают. Природа живет с людьми одной жизнью, она радуется и печалится вместе с ними. Поет юнак в лесу чудо-песню, а лес отвечает «стоголосым звонким эхом»; любит парень девицу, думает, что никто про то не знает, но узнал о том зеленый луг и поведал густому лесу, а тот рассказал воде студеной. И так всегда вместе с человеком природа, и даже когда умирает юнак на поле боя, то обагряет он траву «росой кровавой». Картины природы живописны, песня, как великолепный художник, рисует нам изумительные пейзажи: Выпал серебряный иней, Лес опалил зеленый, Нежные листья пожухли, Ветки в лесу почернели. Природа дает художнику-поэту богатейший материал, он черпает из нее образы, выражая ими сложнейшие понятия, которые мы ныне стремимся раскрыть отвлеченными суждениями. Вот один из примеров. Сватаются за девицу двое: молодой парень и вдовец; не хочет идти девица за вдовца, вдовец – что иней осенний. Иней белеет, и осыпаются листья, а парень – молодой, что роса весной: упала роса – цветы расцветают. Вместе с художественной конкретностью приходит в песню и эстетический элемент, который придает песне вечную прелесть. Итак, обращаясь к художественному мышлению болгарского народа XVII столетия, мы видим, как под гнетом чужеземцев чахнет письменность, почти совершенно гибнет книжность, но широко и могуче живет безымянное народное искусство, великолепное искусство песни, несравненное и гениальное, достойное лучших творений мировой литературы. Открытия Баратынского в жанре психологической элегии. Слово как опорный образ поэтики Бродского Мировоззрение Достоевского. Достоевский-психолог |
Литература Болгарии
Страница 3
Информация о литературе » Южнославянская литература XVII столетия » Литература Болгарии