Образы моря и паруса в поэзии М.Ю.Лермонтова. Образы моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18281832 гг.
Страница 1
Информация о литературе » Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова » Образы моря и паруса в поэзии М.Ю.Лермонтова. Образы моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18281832 гг.

"Считают, что морской пейзаж, встречающийся в раннем периоде творчества Лермонтова, … тяготеет к условно романтической символике" [Нахапетов, 1999, 16]. М.Ю.Лермонтов увидел море лишь в августе 1832 года, и море разочаровало его.

"Морской пейзаж, как и все вообще пейзажи у Лермонтова, пустынен, малонаселен. Лишь изредка попадаются объекты разрушительной деятельности морской стихии: одинокий корабль, несущийся на всех парусах "по синим волнам океана", неверный, дощатый, волной кидаемый и ею же расшибленный челнок "с полусгнившей скамьей", мачта, которая "гнется и скрипит", "парус, серый и косматый, /Ознакомленный с грозой". Еще реже встречаются люди: "трепетный пловец", "красавица-дева", сидящая над морем, царевич, купающий в море коня" [Нахапетов, 1999, 16].

Образ моря возникает у М.Ю.Лермонтова гораздо чаще, чем образ паруса, и не зависит от него. Впервые, читая лирику поэта, мы сталкиваемся с образом моря в стихотворении "Наполеон" (1829 год). Это первое обращение поэта к наполеоновской теме.

Где бьет волна о брег высокой,

Где дикий камень положен,

В сырой земле и в яме не глубокой –

Там спит герой, друзья! – Наполеон!

Вещают так: и камень одинокой,

И дуб возвышенный, и волн прибрежных стон!

Образ моря создается из образов волн. Море символизирует полную побед и поражений жизнь Наполеона, ему как символ вечного покоя противопоставлен остров.

В стихотворении "Баллада", написанном в 1829 году, тоже встречается образ моря. "В этом произведении три равноправных героя: "красавица дева", море и юноша" [Отрощенко, 2003, 28].

Сюжет стихотворения таков: сидящая на берегу моря дева просит влюбленного в нее юношу достать со дна моря сначала ожерелье, а потом "коралл дорогой", юноша гибнет в пучине. Каким рисует море М.Ю.Лермонтов? Это "пенная бездна", "пучина". "Из стихотворения понятно, что для "красавицы-девы" море совсем не является чем-то враждебным, скорее наоборот. "Деву" совсем не пугают те опасности, которые таятся в "пучине" для "милого", в то время как для юноши море явно враждебно. Юноша борется со стихией и в конце концов гибнет" [Отрощенко,2003, 28].

С душой безнадежной младой удалец

Прыгнул, чтоб найти иль коралл, иль конец.

Из бездны перловые брызги летят,

И волны теснятся, и мчатся назад,

И снова приходят и о берег бьют,

Но милого друга они не несут.

Море является символом борьбы юноши с судьбой. В то же время нельзя не согласиться с Е.Отрощенко, который пишет о том, "что море здесь является чем-то вроде символа любви, страсти, в которую бросается мужчина" [Отрощенко, 2003, 28].

В стихотворении "Еврейская мелодия", написанном в 1830 году под впечатлением стихотворения Дж.Байрона "Sun of the Sleepless" ( "Солнце тех, кто не спит" ), образ моря создается из образов волны, отражения звезд "в зеркальном заливе". Море здесь – символ недосягаемости, обманчивости:

Обманчивы луч и волна.

Дума "Наполеон" (написано в 1830 году) – одно из стихотворений М.Ю.Лермонтова, посвященных Наполеону Бонапарту, в этом цикле Наполеон изображен как высокий, трагический герой. Перед нами предстает образ тени Наполеона, тоскующей по Франции. Образ Наполеона связан в представлении М.Ю.Лермонтова с образом моря (это проявляется и в последующих стихотворениях наполеоновского цикла). Призрак Наполеона стоит на берегу:

Страницы: 1 2 3 4


Художественные приемы, с помощью которых центральный образ получает углубленную характеристику
Последовательность функций действующих лиц приводит к однообразному построению сказок, а устойчивость функций - к единообразию сказочных образов. Однако действительное число персонажей не соответствует числу действующих лиц, поскольку одной функцией наделяются различные персонажи. Так, в роли вредителя выступают змей, Кощей, мужичок с н ...

Чистилище
Герои выходят на первый уступ Предчистилища, где находятся души отлученных от церкви. Путешествуя по уступам и кругам Чистилища, Данте нередко слышит просьбы душ напомнить о себе по возвращении. т.к. молитвы еще живущих на земле добрых людей могут сократить испытания, отведенные на долю обитателей Чистилища. И коль моими тронут ты моль ...

Любовь в понимании поэта.
«Люблю, люблю» - постоянный рефрен лермонтовской лирики. «Никто не мог тебя любить, как я, так пламенно и так чистосердечно» [12, с. 173], - скажет он в элегии «Смерть», чтобы вновь и вновь повторять: «Я не могу другой любить» [12, с. 112], «Я все тебя любил и все любил так нежно» [12, с. 113]. В.Соловьев замечает, что в лермонтовской ...