Пред ним лепечут волны и бегут, И вновь приходят, и о скалы бьют; Как легкие ветрилы, облака Над морем носятся издалека. А умершему остается лишь "сей малый остров, брошенный в морях". Море в думе – символ жизни, которая бурлит и движется; море – мир живых людей. Остров – это корабль, лишенный парусов, вынужденный стоять на месте без движения. Противопоставление моря и острова – это противопоставление жизни и смерти. В стихотворении "Желание", датированном автором "Середниково. Вечер на бельведере. 29 июля", образ моря разделяет лирического героя и Шотландию, страну его мечты: Но тщетны мечты, бесполезны мольбы Против строгих законов судьбы. Меж мной холмами отчизны моей Расстилаются волны морей. Море становится символом разлуки, противоречия между реальностью и мечтой. "Волны морей" показывают величину расстояния между местом, в котором находится лирический герой, и страной, куда он страмится. Данное стихотворение навеяно семейной легендой о шотландских предках поэта. В самой Шотландии известно предание о певце-предсказателе по имени Томас Лермонт, который в сочиненных им песнях предсказывал будущее. "Св. Елена" – еще одно стихотворение наполеоновского цикла, связывающее Наполеона с морем. Поэт вновь возвращается к образу "изгнанника" на "острове одиноком", Наполеон – "сын моря" и "средь морей" его могила. В романтическом восприятии Наполеон – загадочный боец за свободу. Называя этого великого человека "сыном морей", М.Ю.Лермонтов показывает нам, что море – это еще и символ свободы. Образ моря подчеркивает силу и величие личности Наполеона. "К Л." – (Подражание Байрону) – бесспорно, стихотворение о любви, но и здесь мы находим образ моря: Корабль умчит меня от ней В безвестную страну, И повторит волна морей: Люблю, люблю одну. Образ моря в этом стихотворении одновременно и символ разлуки двух любящих, и символ их вечных воспоминаний о любви друг к другу. Многие исследователи предполагают, что стихотворение посвящено В.А.Лопухиной, которую поэт любил почти всю жизнь. В этом случае образ моря становится символом вечной любви, которую никакая разлука не в силах погасить. Недаром поэт наделяет "волну морей" способностью говорить, олицетворяя ее с мыслящим существом, М.Ю.Лермонтов принуждает волну сказать о чувствах лирического героя. Стихотворение "Волны и люди" отражает сходство людей и волн: "уподобляя волны людям, Лермонтов наделяет волны душой: "И в море каждая волна/ Была душой одарена". Но на самом деле волны, как неразрывная часть моря, холодного и безжалостного, бесчувственны и способны лишь к деструкции, они стремятся к тому, чтобы разрушить все" [Нахапетов,1999, 17]. Люди не лучше волн, "души в них холодней!" Море, покрытое волнами, – символ человеческого общества. В стихотворении "К***" ("Не ты, но судьба виновата была…") образ моря – лишь сравнение с впечатлениями женского сердца, "как в море широком следы челнока". Море является символом мимолетности впечатления. В стихотворении "Время сердцу быть в покое…" М.Ю.Лермонтов использует образ моря, чтобы отразить душевное состояние лирического героя, волнения его сердца: Но пускай оно трепещет – То безумной страсти след: Так все бурно море плещет, Демонические традиции Рай Поэт поколения |
Образы моря и паруса в поэзии М.Ю.Лермонтова. Образы
моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18281832 гг.
Страница 2
Информация о литературе » Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова » Образы моря и паруса в поэзии М.Ю.Лермонтова. Образы
моря и паруса в лирике М.Ю.Лермонтова 18281832 гг.