Образы моря и паруса в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Парус"
Информация о литературе » Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова » Образы моря и паруса в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Парус"

"Парус" – одно из самых знаменитых стихотворений М.Ю.Лермонтова, именно в нем образы моря и паруса выведены с такой яркостью, как ни до, ни после. "Парус" связан с предшествующим творчеством поэта и в то же время самостоятелен и внутренне завершен" [Володин, 1998, 18]. "Недаром "Парус" в нашем представлении олицетворяет и самого Лермонтова и его мятежную поэзию".[Удодов, 1973, 175]. В стихотворении "Парус" поднимается вопрос о личном счастье человека. В.О.Ключевский считал, что "поэзия Лермонтова подходила к этому вопросу с обратной его стороны, с изнанки, если можно так выразиться: она пыталась указать, в чем не следует искать счастья и как можно без него обойтись…" [Влащенко, 2000, 17]. Об этом и стихотворение "Парус".

Впервые этот текст появился в письме поэта к М.А.Лопухиной 2 сентября 1832 года. Но замысел возник у М.Ю.Лермонтова, видимо, гораздо раньше, и не в стихотворениях, а в живописи. "Так, уже в 1825 г. одиннадцатилетний Лермонтов создает по-детски наивный акварельный пейзаж, который изображает озеро, окруженное горами, с отчетливо белеющим парусом посередине. Акварель в значительной мере являлась результатом впечатлений будущего поэта от его пребывания с бабушкой в Горячеводске (так тогда именовали Пятигорск), от поразивших воображение мальчика кавказских гор. К ним детская фантазия добавила озеро и одинокий парус, который, очевидно, уже в то время что-то говорил душе подростка" [Удодов, 1973, 175].

В стихотворении "Парус" перед нами вырисовывается морской пейзаж, то спокойный, статичный, то наполненный движением. "Морские дали подчеркивают одиночество затерявшегося в них паруса; одинокий парус усиливает впечатление безбрежности открывающегося пространства" [Удодов, 1973, 174]. Каждую строфу стихотворения можно разделить на две части: в первых двух стихах перед нами пейзажная зарисовка, в двух последних – переживания лирического героя.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом! .

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

О чем же это стихотворение? "Здесь проявляется внутренний конфликт между стихией и человеческим сознанием. Природа живет по собственным законам, по своей воле, но эта воля не совпадает с личной волей человека. Противоречие между "морем" и "парусом" символизирует противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, брошенной в ее океан. "Парус" постоянно противопоставляет "морю" личную волю, контрастную с состоянием стихии. Однако его бытие, "закон" его странствия достаточно устойчив – не движение и не покой, не желание счастия и не отказ от него. Переживание, реального чувства, единого в противоречиях и не существующего вне этих противоречий, вне внутренне неразрешенной коллизии, объясняет природу одиночества человека, брошенного в море жизни, вечно мятущегося и не знающего счастья ни в покое, ни в буре, ибо буря чревата покоем, а покой – бурей. Человек оказывается вечно неудовлетворенным, внутренне не застывшем. Он не может, подобно природной стихии, пребывать в каком-то одном состоянии – покоя или бури. Закон его жизни – мятеж. Это единственная реальность, которую он чувствует. Все остальное однозначно – определенные состояния неведомы для него. Внутренняя непримиренность противоречивых чувств порождает и внешнюю противоречивость" [Коровин, 1973, 46].

Подтверждает предположение о том, что речь идет о человеке и тот факт, что "в стихотворении слово "парус" встречается один раз – в первой строке, во всех остальных употребляется местоимение "он" [Храмцова, 2005, 42].

И что же говорит нам М.Ю.Лермонтов о "парусе"? Он "ищет", "кинул", "просит", "бежит", то есть все, что может делать лишь живое, разумное существо – человек. А какой он, "парус"? "Одинокий" и "мятежный". Такое можно сказать лишь о человеке. "Парус" становится символом … человека, его души" [Храмцова, 2005,42].

А каким мы видим "море"? Сначала это лишь туман, в котором ничего не видно, затем буря: "Играют волны – ветер свищет", и следом "Струя светлей лазури…" Изменчивое и в то же время предсказуемое, как сама человеческая жизнь. Море становится символом жизни, судьбы человека в мире других людей.

"Неразрешимость конфликта "паруса" и "моря" бросает свет на конфликт между человеком и жизнью" [Коровин, 1973,47]. Объединив образы моря и паруса в одном стихотворении, М.Ю.Лермонтов создал символ одиночества человека в мире, отделенного от других людей. Каждый человек – одинокий парус, брошенный в море жизни, где-то, наверное, есть другие паруса, но они далеко, отделены безграничным простором, и если даже они приблизятся друг к другу, то любой каприз стихии может разбить их друг о друга или отбросить в разные стороны. Парус пытается бунтовать, но стихия глуха к его мятежу. Образы паруса и моря в совокупности становятся символом борьбы между индивидом и судьбой.


Роман И.С. Тургенева “Новь”. Жизнеописание Нежданова
Главный герой – Алексей Дмитриевич Нежданов. Его жизнеописание и составляет центральную сюжетную линию романа. Он – незаконнорожденный. Его происхождение – «то горькое, что он всегда носил, всегда ощущал на дне души». С рождением Нежданов поставлен в «фальшивое положение» и всегда помнит об этом. Каждое напоминание о его незаконном рожд ...

Парадокс в творчестве Ивлина Во. Романы 20-30-х годов.
Романы Ивлина Во, по словам самого писателя, - «одно открытое послание» читателям, при ближайшем рассмотрении обнаруживают для нас те «горячие точки», которые и позволяют интерпретировать объективный «смысл» произведений писателя или представить собственную модификацию этого «смысла». Структурная сложность произведений Ивлина Во позволя ...

Теоретические основы исследования. О категории «гендер» и гендерных исследованиях.
"Гендер" – одно из центральных и фундаментальных понятий – является предметом специального и углубленного осмысления. Его генезис освещен, например, в статье Н.Л. Пушкаревой «Гендерный подход в исторических исследованиях». «В 1958 психоаналитик университета Калифорнии (Лос-Анжелес, США) Роберт Столлер ввел в науку термин «ген ...