Однажды на скале прибрежной, Внимая плеск волны морской, Задумчив, рядом с Адой нежной, Сидел изгнанник молодой. Лучи вечерние златили Широкий синий океан И видно было сквозь туман, Как паруса вдали бродили. Пейзаж отражает состояние главного героя. Отгородившейся от жизни Зораим видит проявления этой жизни и стремится к ней. Вновь мы видим образ паруса. Далекий парус символизирует здесь свободную личность, способную на подвиги; именно таким хочет быть Зораим. Море – символ бурлящей жизни, куда стремится юноша. Зораим идет за мечтой, бросив Аду, и погибает. В написанной в 1832 году поэме "ИзмаилБей" образ моря встречается три Раза, несмотря на то, что действие происходит в горах. Первый – в восемнадцатой строфе второй части: Так, древле, в море кинул царь алмаз, Но гордый камень в свой урочный час Ему обратно отдан был волнами!" Образ моря является в этом фрагменте символом судьбы, которой в равной степени подчинены и древний царь, и ИзмаилБей. В этой же строфе море становится "морем бед". В первой строфе третьей части образ моря рисуется как подтверждение могущества славянских народов: "Какие степи, горы и моря Оружию славян сопротивлялись? Здесь, несомненно, метонимия: имеются ввиду не сами "степи, горы и моря", а народы, живущие там. Образ моря в этих строках символизирует покоренный народ. В третий раз образ моря возникает в конце последней части. Лицо Измаила сравнивается с "глубиной морей", куда никто не проникнет. Море – символ тайны. В поэме "Хаджи Арбек" (18331834 годы) облако сопоставляется с парусом розовым. Подобное сравнение показывает не только сходство формы облака с формой паруса, но и похожесть неба с морем: В ущелье облако проснулось, Как парус розовый, надулось И понеслось по вышине. Эпитет "розовый" в творчестве М.Ю.Лермонтова необычен в сочетании с образом паруса. В поэме "Боярин Орша" (18351836 года) образ моря мы встречаем лишь однажды, когда в рассказываемой Соколом сказке царь велит свою дочь и конюха засмолить в бочку "И в сине море укатить…" Образ моря становится символом неминуемой смерти. В поэме "Демон", над которой М.Ю.Лермонтов работал много лет, в последней варианте встречается образ "поврежденной" ладьи "без парусов и без руля", которая "плывет, не зная назначения". Демон сравнивает себя с этой ладьей. Образ паруса в данном случае – символ жизненных и моральных принципов и нравственных ценностей, которых лишен падший ангел. В другой редакции "Демона", датированной 1831 годом образ моря встречается гораздо чаще. М.Ю.Лермонтов переносит действие на побережье: Однажды, вечером, меж скал И над седой равниной моря, Без дум, без радости, без горя, Беглец Эдема пролетал… Море символизирует страсть демона к молодой монахине. Сначала девушка была чиста мыслями. В ее песне возникает образ паруса: Как парус над бездной морской, Как под вечер златая звезда, Явился мне ангел святой – Не забуду его никогда. Образ паруса в этой песне символизирует мимолетность. Парус сравнивается с явлением ангела. Но образ моря в "Демоне" не только символ страсти "беглеца Эдема", но и символ окруживших молодую монахиню мук, искушений и страстей: И море пенится и злится, И сильно плещет и шумит, Когда волнами устремится Обнять береговой гранит: Он вдался в море одиноко, На нем чернеет крест высокий. Всегда скалой отражена, Покрыта пылью белоснежной, Теснится у волны волна, И слышен ропот их мятежный, И удаляются толпой, Другим предоставляя бой. Так М.Ю.Лермонтов изображает могилу девушки. Даже погибнув, монахиня не обрела покоя. Пейзаж отражает душевное состояние героини. По сути, молодая монахиня боролась с самой собой: часть ее души стремилась к ангельскому, часть – к демоническому. "Береговой гранит", отождествляющийся с нравственными убеждениями монахини, противопоставлен морю страстей, которое "пенится и злится", "сильно плещет и шумит"; одна за другой волны волныискушения атакуют скалу; поэтому душа девушки никогда не обретет покоя. Позднее М.Ю.Лермонтов изменил концовку поэмы, в окончательном варианте Тамара обрела вечный покой в раю. Образ моря не мыслился поэтом сопоставимым со спокойствием, поэтому данный эпизод не был включен в окончательный вариант. "Век живи - век люби" Жизнь и творчество испанского писателя Сервантеса Сааведра "Дядя Ваня". Стилистические особенности спектаклей |
Образы моря и паруса в поэмах М.Ю.Лермонтова
Страница 3
Информация о литературе » Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова » Образы моря и паруса в поэмах М.Ю.Лермонтова