Образы моря и паруса в поэмах М.Ю.Лермонтова
Страница 4

Образы моря и паруса наиболее часто встречаются в ранних поэмах М.Ю.Лермонтова, а в более поздних – их практически нет. Образ моря поэт часто изображает бушующим, во многих поэмах море соотносится с эпитетом "синий", характерным для фольклора.

Образ моря в поэзии М.Ю.Лермонтова встречается очень часто, особенно в ранний период его творчества. В стихотворениях поэта, написанных как в ранний, юношеский период, так ив более зрелой лирике образ моря символизирует жизнь, судьбу, как, например, в "Желании" ("Отворите мне темницу…") или "Памяти А.И. Достоевского ", иногда эта уже уходящая жизнь, как в "Челноке", в некоторых стихотворениях это борьба с судьбой. Во многих стихотворениях любовной тематики море является символом страсти, например, в "Балладе", "Сонете" и многих других. Иногда образ моря – символ человеческого общества, как в стихотворении "Люди волны", думе "Наполеон". В лирике М.Ю.Лермонтова море одновременно является и символом свободы ("Желание") и несвободы ("Примите дивное посланье…").

Образ паруса появляется в лирике М.Ю.Лермонтова гораздо реже, чем образ моря. Парус символизирует индивида в море жизни ("Парус"). Образ паруса может отражать и суетность человеческого бытия ("Воздушный корабль"). Парус может символизировать не самого индивида, а лишь его возможность пуститься в путешествие по морю жизни ("Желание"). В стихотворении "Парус" образы моря и паруса символизируют борьбу индивида с судьбой.

В поэмах М.Ю.Лермонтова образы моря и паруса имеют похожее значение. Образ моря, к которому поэт обращался гораздо чаще, чем к образу паруса, является символом судьбы человека в поэмах "Корсар", "ИзмаилБей", имеет значение "жизнь" в "Ангеле смерти" и "Джюлио", символизирует свободу и страсть в "Последнем сыне вольности", Является символом смерти и страсти в "Демоне".

Образ паруса в поэмах М.Ю.Лермонтова символизирует мимолетность, свободу, даже самого человека.

Следовательно, к образам-символам моря и паруса М.Ю.Лермонтов обращался в течение всего своего поэтического пути. Роль этих романтических образов велика, их символическое значение разнообразно, но чаще образ моря – символ бытия, а образ паруса – символ индивида. Наиболее ярко мотив борьбы моря и паруса проявился в стихотворении "Парус".

Страницы: 1 2 3 4 


Особенности постмодернистской прозы Виктора Пелевина
Виктор Пелевин давно стал культовой фигурой в современной литературе. Он один из немногих, кто достаточно успешно публикуется за рубежом и имеет определенный круг читателей. На сегодняшний день Пелевин – обладатель Малой Букеровской премии 1992 года за сборник рассказов «Синий фонарь», автор таких бестселлеров, как «Омон Ра», «Священная ...

Первая ссылка на Кавказ
Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова. Он написал энергическую оду, в которой заклеймил низкие интриги, предшествовавшие дуэли, - интриги, затеянные министрами-литераторами и журналистами-шпионами… А.И. Герцен «О развитии революционных событий в России» Возвратившись из поездки, в Тарханы, весной 1836 года Лер ...

Практические занятия №1,2,3,6,7,14.
Бурова С. Литература первых лет Октября: Методические рекомендации по курсу «История русской советской литературы». Тюмень, 1995. Бурова С. Поэма А.Блока «Двенадцать» в прочтении «следующего поколения»//Бурова С. Советская классика в новом прочтении. Тюмень, 1997.С.8-23 [Более доступен первый вариант этой статьи: Бурова С. Категория «Д ...