Семантика образов цветов и символика цвета в контексте литературного и живописного произведения
Страница 1

Я давно хочу с тобой

Говорить пахучей рифмой.

Каждый цвет уже намек…

А.А. Фет "Язык цветов"

В народе бытует множество самых разнообразных и выразительных по своей меткости и поэтичности названий цветов и трав. Вспомним хотя бы мать-и-мачеху, незабудку, иван-да-марья, подснежник… Многие из этих названий цветов, созданных народом, со временем стали достоянием русского литературного языка, героями поэтических и живописных произведений. Но в диалектах русского языка те же самые названия (должно быть, в силу своей образности) продолжает обозначать самые различные растения. Так, васильком, например, называют цветы и растения, не имеющие отношения к тому синему цветку, который известен каждому из нас. В народе васильком именуют и кипрей, и полевую герань, и аптечную мяту, и шалфей, и зверобой, и веронику… Для лингвиста материал, касающийся названия цветов и трав, чрезвычайно привлекателен. Чаще всего истоки этих поэтичных и метких названий следует искать в образности народного мышления. Рассмотрим некоторые поэтические названия цветов, выявим их семантику, определим значение цвета.

Сон трава.

Едва успевает сойти снег, как в светлых сосновых лесах, по сухим склонам появляются крупные лиловые колокольчики на невысоком стебле, опущённые серебристым пухом - "сквозь снег, кустиками, ростом в пядень, цвет синь", - как сказано в одном старинном травнике. Каждый из нас хорошо знает этот цветок - один из самых ранних вестников весны. (Приложение 3) Но так ли хорошо известно его название? Во всяком случае, русская классическая литература знает пример, когда писателю, по-видимому, пришлось довольствоваться названием "собственного изобретения". В одном из своих стихотворений А.К. Толстой так описывает наступление весны:

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Внимательный читатель заинтересуется, какой же "синий кувшинчик" имеет в виду поэт? Ведь "кувшинчиками" и "кувшинками" мы привыкли называть водяные растения с желтыми (иногда белыми) цветами. Однако время цветения толстовского "кувшинчика" совпадает со временем цветения лютика, из семейства лютиковых. То, что речь именно об этом растении, сам поэт подтвердил строками другого своего стихотворения:

Во дни минувшие, бывало,

Когда являлася весна,

Когда природа воскресала

От продолжительного сна,…

С какою радостию чистой

Я вновь встречал в бору сыром

Кувшинчик синий и пушистый

С его мохнатым стебельком…

Поэт так точно описал здесь свой "кувшинчик", что мы уже без труда узнаем своего старого знакомца. В народе бытует немало названий этого цветка, самые распространённые из которых сон-трава и прострел. А в бывшей Тамбовской губернии растение это называлось подснежником. Причины появления подобного названия понять нетрудно: как справедливо замечает В.И. Даль, в народе "подснежником называются вообще все растения, которые появляются вскоре по стаянии снега". Итак, название цветка выявлено. Но, может быть, символический подтекст заключается в другом?

Синий цвет, в который окрашен "кувшинчик", у многих народов символизировал небо и вечность. Синий может также символизировать доброту, верность, постоянство, расположение. Он говорит о глубине чувств человека, его чувствительности и восприимчивости и олицетворяет стремление достичь цельности во всем, с чем сталкивается человек.

Синий цвет означает полное спокойствие. Тело настраивается на расслабление и восстановление сил, поэтому потребность в этом цвете возрастает в случае болезни или упадка сил. Синий цвет является символом спокойных вод, ровного темперамента, озарения в литературе. Он ассоциируется со сладким вкусом, его содержание - нежность, его органом чувств является кожа.

Не случайно, наверно, при создании символических работ Михаил Врубель, как правило, использовал краски фиолетовых, сине-голубых и лиловых оттенков. А как прекрасна его голубая роза в картине "Демон (сидящий)". (См. Приложение 4)

Описывая наступление первых весенних дней в лесах Полесья, полных первобытной прелести, А.И. Куприн ведёт читателя вслед за юной полесской "ведьмакой" Олесей по едва высохшей от снега дороге, покрытой пожухлой прошлогодней листвой, сквозь которую кое-где "подымали свои лиловые головки крупные колокольчики "сна"-первого цветка Полесья". Сном этот цветок называют и на Украине. То же название дали ему жители Брянской области, которые объясняют причины появления такого наименования тем, что крупные колокольцы сна обычно опускают головки, "словно спят".

Страницы: 1 2


Теоретические основы исследования. О категории «гендер» и гендерных исследованиях.
"Гендер" – одно из центральных и фундаментальных понятий – является предметом специального и углубленного осмысления. Его генезис освещен, например, в статье Н.Л. Пушкаревой «Гендерный подход в исторических исследованиях». «В 1958 психоаналитик университета Калифорнии (Лос-Анжелес, США) Роберт Столлер ввел в науку термин «ген ...

Структура новеллы "Превращение"
Часть первая. Теперь поговорим о структуре новеллы. Часть первую можно разделить на семь сцен, или сегментов: Сцена I. Грегор просыпается. Он один. Он уже превратился в жука, но человеческие впечатления еще мешаются с новыми инстинктами насекомого. В конце сцены вводится пока еще человеческий фактор времени. "И он взглянул на бу ...

Основные направления в романтической поэзии. Школы и поколенияю Старшее поколение
Пролеткульт. Характер лирического героя и романтический тип конфликта в экспрессивной системе. Старшее поколение романтиков: характер лирического героя и художественный конфликт. Маяковский. ЛЕФ. Поэты, не входившие в ЛЕФ. Концепция духовного преображения человечества в художественном наследии Маяковского. ...